Я мало что понимаю в хорошей литературе, той, за которую нынче принято раздавать премии Нобеля, зато имею некое представление о добре и зле в дисциплине экономической, на сей раз выдвинувшей из своих рядов человека, в полной мере достойного нобелевского миллиона.
Энгус Дитон. Ныне профессор Принстонского университета, 35 лет назад с товарищами устроил прорыв в модели совокупного спроса и предложения, отказавшись считать обычного потребителя типичным.
«Наше поведение и наши расходы не однотипны для Homo Sapiens и в первую очередь они зависимы от уровня наших доходов» (здесь и ниже по тексту перевод не буквальный, а смысловой).
Не углубляясь в научные дебри, скажу лишь, что именно благодаря Энгусу Дитону большинство прикладных исследований макроэкономического толка в основе используют не обезличенные базовые модели, а воедино сводят данные наблюдений за домохозяйствами в тот или иной промежуток времени.
На тех же принципах он исследует уровень жизни и бедности в развивающихся странах, на основании поведенческих особенностей, указывая правительствам «настоящую» черту бедности и методы борьбы с этим явлением.
Пять лет назад к профессиональной известности Дитон приобрел уважение широкой публики, ответив той на извечный вопрос, сколько денег необходимо человеку для полного счастья.
Вряд ли кто из 450 тысяч опрошенных при этом американцев знал сумму, некогда озвученную в «Золотом теленке» Балагановым Шурой (6 400 рублей), но совпадение цифр удивительно — 6 250 долларов в исчислении месячном и 75 000 в годовом.
Еще удивительнее озвученный профессором факт, что получаемые сверх этого деньги приносят владельцу небывалую свободу выбора, одновременно лишая его маленьких радостей жизни, из которых (уже спорное определение) и состоит человеческое счастье.
В общем, братцы, счастье не купишь, утверждает нобелевский лауреат.
Но и без оных (ежемесячных $6 250) его, получается, не достичь, спрашиваю уже я.
Принимая на веру доклад, выходит, так.
«Во главе всей нашей жизни должна стоять финансовая гармония: ниже её или выше, так или иначе, возникает недовольство. Однако если ваш доход менее 75 тысяч долларов в год, то проблемы и жизненные неурядицы воспринимаются остро и эмоционально, а некоторые из них становятся неразрешимы».
И выходит, у нас с вами в повестке остается только вопрос — как заработать эти самые 6 250 долларов в месяц, — на который, увы, автор не отвечает.
Впрочем, это как раз мне понятно: его дело — теория.