Все новости
Доходы
9 Октября 2015, 13:22

О хлебе насущном

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Интересно в стране, гражданам которой их министр сельского хозяйства обосновывает повышение «средней стоимости батона хлеба» исключительно ростом цен на зерно. Чувствуешь себя персонажем школьной задачи, в коей для простоты вычислений составители позволили пренебречь всеми природными силами, кроме одной, изучаемой сегодня по теме.
Не из-за таких ли вот допущений мы (25 лет как страна) и втягиваемся в реальную, «взрослую» жизнь с трудом и о бизнесе рассуждаем, как о функции строго линейной?
Еще хуже, в штыки принимаем зануд, не считающих ценообразование only-проблематикой бизнесменов, которые пытаются разобрать доли участия государства и общества, влияние тенденций и циклов.
А ведь понимание, что из чего состоит, взаимодействует и зависит, необходимо — это основа предпринимательства или, в общем случае, нужно всем нам для здравости рассуждений.
Я не большой специалист по пекарням и землям сельхозназначения, поэтому обращусь к цифрам одного из докладов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Представлялся он еще до принятия актов, ограничивающих торговую наценку на социально значимые товары, и тогда в стоимости батона хлеба доля розничных продавцов называлась равной доле производителя, хлебопекарен — по 34 процента.
«Транспортировка зерна и муки — три процента; услуги элеваторов — два процента; переработка и прибыль мукомолов — шесть процентов».
Стоимость зерна в готовой продукции 20 процентов.
Другие источники называют 25 процентов, в любом случае удорожание от стоимости нелинейно. Да и не прибавит «средняя цена батона хлеба» два рубля, если в производстве 600 граммовой буханки использовано зерно, чей килограмм на два рубля стал дороже.
Что случится весною рост хлеба и, возможно, на те самые 20 процентов, я-то не сомневаюсь: и в структуре производства, и в ритейле имеются затраты на обслуживание постоянно растущих кредитов; утоление аппетитов «естественных монополий», в частности электроэнергии, газа; да и бензин пока не имеет привычки падать в цене.
К тому же вы наверняка слышали о выявленном росте средней взятки в России, на 300 процентов!
Влияет.
Не влиять оно просто не может.
Плюс тысячи мелочей и в целом имеем привычный разгон продуктовой инфляции.
Но скажи Александр Ткачев, что был должен — «средняя цена батона хлеба в России весной 2016 года вырастет, в том числе из-за уже случившегося роста цен на зерно, как минимум на 20 процентов», не исключаю, через минуту все магазины России «зачистили» бы от муки и зерновых полуфабрикатов. Ибо присутствует в нас страх перед неизвестными аргументами. А так получилось неплохо, по-государственному, вроде даже как мудро.
Хотя и в корне неверно.
Читайте нас: