Июньское солнце Уфы едва-едва не прожигает во мне дыры, оттого и говорить на серьёзные темы, будь то продление российского продуктового эмбарго или дивиденды «Башнефти», я отказываюсь.
Согласен заплыть на середину реки и, медленно в ней остывая, вести беседы на отвлеченные, хоть и касаемые фондового рынка темы.
Правда, в компании с человеком, от него далеким, сделать это мне непросто.
— Как день прошел?
— В плюсе.
— ???
Типично. Но бывает, и дополнят то молчание вопросом «а насколько?»
Им тяжело понять, что «в плюсе» — значит выше нулевой отметки, что ты не наблюдал со стороны за рынком, а работал, и действия твои не принесли убытка. Убытка!
А сколько заработал (мне только непонятно, откуда интерес), уточняйте в абсолютных цифрах: 0,05 процента от счета в 10 миллиардов не рублей или 700 процентов на депозите в 100 — суммы, скажем так, различны. При этом обладатели последней зачастую те же персонажи, кои жаждут похвалы в ответ на «знаешь, я удвоился за месяц». Конечно, похвалю, вы уточните сумму!
Понятия «быки-медведи», «шорты-лонги» моим знакомым в большинстве понятны. Трудности перевода начинаются с «лосей».
Начнешь им серьезно объяснять, что, мол, «поймать лося» всего-то значит получить убыток, ибо забавный в русском исполнении термин «лось» произошел от грустного английского stop loss, обозначающий автоматический выход из позиции при достижении указанного уровня, и без особого успеха. Приходится оставлять теорию на другой раз и начинать описывать, как будто по рынку в самом деле бродят лоси.
— Питаются депозитами, чей владелец неудачно выбрал направление будущего движения рынка. Не хочешь кормить лосей, оставь снаружи лишний груз из «кажется» и «вроде бы есть шансы».
Потом задвинешь парочку историй (у рынка на слуху) про знатных лосеводов: как покупали нефть по 100 и усреднялись или про шорт американских акций в последние два года — выбор многочислен.
Так вроде понимают.
Но после остаются к объясненью «сиплый» (индекс S&P 500), «лучок» (Лукойл), «мамба» (ММВБ), «гамак» (ГМК «Норильский никель») и остальное в сленге, которое в моменте ты торгуешь.
А как начнешь про «вынос», «улетело» и «отскок». Так всё. Поговорили.
Вот и решил, оправдываясь перегревом, забыть весь биржевой жаргон и сокращения. Насовсем.
Как уже было в институте, где на дипломе я описывал процесс управления сложной корпоративной системы словами Пушкина, нет, не забыв определенья (то случилось позже), не понимая искренне, зачем так усложнять простые вещи.
«Достигнутый потенциал — совокупность основных фондов и величины валовой продукции отраслей или валового общественного продукта страны, созданного при фактически достигнутом организационном уровне развития производительных сил и степени использования потенциальных возможностей производственного аппарата».
Еще подумалось, стоит ли удивляться российской экономике, коли её адепты разговаривают этим?