Сам я писать о таком бы вряд ли решился, но Игорю Ивановичу (что из правительства) разве откажешь?
«Постоянное апеллирование к кризису уже не уместно. Необходимо переходить к повестке развития».
Нет как таковой границы, разделяющей развитые и развивающиеся страны — в нашем распоряжении лишь ряд критериев, определяющих текущий уровень экономического развития. Помните, у классика: «В развитой стране всё должно быть прекрасно: и ВВП, и здравоохранение, и образование, и правительство с народом». Без двух последних, в точь описание Индекса человеческого развития (ИЧР), придуманного ООН для измерения уровня жизни. Только и осталось, что к описанию тому прибавить фактор долголетия да разъяснить, о каком ВВП идет речь — стоимость всех произведенных товаров и услуг, поделенная на численность населения или, по-научному кратко, ВВП на душу населения.
Впрочем, экономисты развитость страны ИЧР не меряют, ограничиваясь либо голой цифрой «подушевого ВВП» либо её сочетанием с цифрами показателей: образования, детской смертности, здоровья, удовлетворённости жизнью и сотнями иных, замеряющих сферы человеческого бытия.
Я не стану приводить здесь конкретных чисел, в век интернета все желающие углубиться в тему сделают это сами, обобщу: России нет (разумеется, пока) в первых десятках стран мира ни по одному из показателей, говорящих об экономическом развитии страны.
И в этой связи вице-премьер Шувалов, несомненно, прав: рассуждать о кризисе в терминах ликвидации его последствий неуместно. Решение тактических задач лучше оставить профессионалам из правительства, обсудив стратегию оставшимся народом.
Сможет ли поколение ныне живущих застать переход России в статус развитых стран?
Пример Южной Кореи 70-х, Австралии 80-х, Китая 90-х или Сингапура периода правления Ли Куань Ю наглядно доказывают, что важны не стартовые условия, не наличие природных ресурсов или размеры территории, значительно лишь желание меняться и менять. Создавать институты, являющие одинаковые для всех правила игры, без которых нет притока денежного капитала, но ширится отток капитала человеческого.
Ведь даже в самом алчном на Земле месте — казино, понимают: ограбив одного клиента, не пустив за справедливостью в суд другого и ограничивая выбор рассохшимся кругом рулетки третьему, бессмысленно заикаться о расширении бизнеса.
Четвертый и следующие за ним, отвергая риски, уйдут в заведение с внятным хозяином, столь же любящим деньги, но понимающим их природу происхождения.
Вот как стать таковым и многое, что не хотелось бы комкать сегодня, обговорим с вашего разрешения, в следующий раз.