Квартиры, частные дома, коттеджи и пентхаусы в России ну разве что не подвергаются набегам саранчи, зато горят они и тонут регулярно. В отсутствии ж культуры страхования расплачиваться за потери вынуждают государство, то есть нас, народ.
Такая вот нехитрая логика у страховых лоббистов, не первый год пытающихся внести в коммунальные платежки россиян графу «обязательное страхования жилья».
Благо и поводов к началу разговора у них в избытке: резонансные взрывы бытового газа, Крымск, пожары в Хакасии и Забайкалье, заставившие спикера Совета Федерации Матвиенко дать отмашку профильным комитетам «разработать соображения».
И мы тогда подумаем — чем хуже.
Главный вопрос: почему ни в одной стране мира нет обязательного страхования жилья?
Да потому, что сгорит оно или утонет, на помощь государство не придет (за исключением, когда виной всему стихия): пропало всё — иди бомжуй, есть деньги — покупай иль ремонтируй.
А так как денег в основном в обрез, заранее страхуют, не желая побираться.
Здесь нас вконец испортил социализм, внушив, что страна за всё в ответе. И от него же в Конституции России «право на жилье», сделавшее собственность россиянина возобновляемым ресурсом!
Таким не дорожат и добровольно не страхуют за большие тыщи.
Меж тем, из городского (регионального, федерального) бюджета ежегодно выделяются немалые суммы на обеспечение данного «права», кои бы могли пойти на обустройство города (республики, страны) в целом, однако по закону они уходят на ремонт и компенсации «погорельцам».
При нефти выше 100 долларов и постоянном притоке инвестиций, обеспечивающих России высокие темпы экономического роста, быть может, деньги небольшие. Но сейчас…
В Совете Федерации страховщиков представляют в роли спасителей, пусть не Отечества — бюджета.
Что очень-очень странно.
Убрать из бюджета значительную статью расходов, не исключая из Конституции «право на жилье», у них не выйдет. Всё так же будут компенсировать и помогать.
Да и оговорка властей «за малоимущих оплатит взносы государство» на фоне 16 миллионов россиян, проживающих за чертой бедности, не располагает к разговорам об экономии.
Тогда к чему?
К повышению, так любимой наверху, «сознательности граждан»: к принятию и разделению рисков, как и во всех цивилизованных странах, не заражавшихся в своей истории вирусом социализма; в крайнем случае, солидарной ответственности.
Всё объяснить и развести руками.
Не принуждать платить за безопасность, по сути, лишь обеспечивая нескончаемый приток ликвидности для страховых, а просвещать, учить, готовить к новой жизни.