Все новости
Доходы
3 Февраля 2015, 13:01

Про «Уфабалконзавод»

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Далекие от понимания базовых основ экономики россияне (в числе которых недавно обнаружился и ряд депутатов ГД) при упоминании размеров корпоративного долга отечественных предприятий иностранным старухам-процентщицам, ловко закамуфлированным под кредитные учреждения Нью-Йорка, Лондона и Парижа, задают два обязательных вопроса в произвольной последовательности:

— Зачем столько набрали?

— Почему именно там? Им что — наши деньги не нравятся?

Ответ они чаще получают только на последний вопрос, ведь он очевиден: там (кивая на Запад) было на порядок дешевле.

Первый же все стараются обойти стороной — в одну фразу не разъяснишь, а на полноценную лекцию терпения хватает не многим.

«Кушать сильно хочется!»

Российские компании, не являющиеся естественными монополиями (кои, не заморачиваясь, свои доходы увеличивали подъемом цен), чтобы нарастить прибыль были вынуждены расширяться. Разумеется, с тем же успехом они могли бы повышать производительность труда или снижать издержки, однако благоприятная экономическая ситуация в стране и мире, ну или, по крайней мере, декларируемая последние годы стабильность, вела их по пути наименьшего сопротивления — пути наращивания активов.

Хотя, знаете…

На примере условного «Уфабалконзавода», где посреди огромного цеха одиноко расположен станок, производящий за смену 10 деталей, оно будет понятнее.

Дабы иметь возможность регулярно повышать себе зарплату, руководство завода могло бы заставлять рабочего трудиться в две смены или вытачивать 20 деталей за одну, с применением рационализаторской смекалки. Однако радикально десятикратно увеличить свою прибыль им представлялось возможным лишь через приобретение еще 10 станков.

«Весь мир живет в долг».

Хорошо, когда бюджет предприятия позволяет опустить в него руку за нужной суммой, но мы с вами говорим про «Уфабалконзавод», на котором также условно не было денег.

Пришлось занимать.

На IPO с такими показателями не выйдешь, российский долговой рынок мал, а иностранный пугающе далек. Оставался кредит.

Отечественные банкиры всегда вам рады, но есть деталь — предлагаемый ими процент по кредиту в два раза перекрывает планируемую доходность. А кому в Уфе нужен убыточный бизнес?

Вот и пришлось руководству, вооружившись амулетами от сглаза, идти в банк иностранный, брать там кредит в ненавистных долларах, да под такой смешной процент, что в цирк с тех пор они не ходят.

Через год станки окупились, вынудив охочую до денег и диверсификации российской экономики дирекцию завода, брать у паразитирующих на светлых чувствах кредит уже под 100 единиц техники. Через два года под 1000, через три под 10 000, а через пять наступил 2014 год.

И все спрашивают: зачем столько набрали?

Что им теперь рассказывать о структуре капитала, зависимой от политических рисков, или каяться в совершенных для страны благодеяниях?

Автор:Тарарако Сергей
Читайте нас: