Как и традиционные премии, завещанные Нобелем, награда банка Швеции в области экономической науки в равной степени позволяет своему владельцу называться Нобелевским лауреатом.
Венчающая наградную неделю, она дается не за совершенное «на днях» открытие, скорее, за прожитую в экономике жизнь или развитие одного из направлений фундаментальной науки.
В 2014-м её вручили французскому теоретику Жану Тиролю, на чьих трудах по отраслевой конкуренции, эффективности корпоративного управления и развитию теории игр, взращено целое поколение современных экономистов.
И все же нобелевский формат, учитывая заслуги, требует конкретики. Из шести книг и более 100 научных статей, опубликованных Тиролем, Королевская шведская академия наук остановилась на антимонопольной тематике, выдав автору на руки восемь миллионов шведских крон, с формулировкой «За анализ силы рынка и регулирования».
Бессмысленно здесь пересказывать испещренные математическими формулами страницы монографий, вкупе являющие некий конструктор, при верной сборке позволяющий государству с успехом регулировать любую отрасль — от нефтегазовой до кредитно-финансовой.
Главное, у нас есть реакция Федеральной антимонопольной службы России, пообещавшей «внимательно рассмотреть теории нобелевского лауреата» с возможностью применения их в своей практике.
Не знаю, как вам, а мне довольно странно услышать подобное от органа, чьи зарубежные коллеги десятилетиями уже используют описанные Тиролем принципы регулирования.
Принципы, позволяющие соблюдать баланс интересов государства, монополий (олигополий) и потребителей.
Это мы сейчас, рассматривая возмутительные цифры инфляции, киваем то на Запад с его санкциями, то на ЦБ с Эльвирой Набиуллиной, забывая, что российская инфляция есть во многом порождение неконтролируемого роста тарифов «естественных» монополий.
К чему им сокращать издержки или задумываться о качестве и эффективности управления, раз все огрехи закрываются бюджетными субсидиями, либо перекладываются на потребителя, через повышение стоимости услуг и предлагаемого продукта.
Вот-вот, почитайте, господа «фасовцы», как миру удается без «докторов» и коллективных молебнов, мало что умерить монопольные аппетиты, так и добиться с тех компаний повышения пресловутой производительности, улучшения качества продукции и здорового отношения к окружающим. Вы почитайте.
Глядишь, начнем и в таргеты Центробанка по годовой инфляции вписываться, не прибегая к повышению ставок или сокращению денежной массы.
Ну, а после всего, сверившись с «теорией коллективной репутации» от того же Жана Тироля, двинемся искоренять коррупцию и улучшать имидж России.
Такой план.