Все новости
Доходы
3 Октября 2014, 13:58

Приватизация без кавычек

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Пляски вокруг контрольного пакета акций «Башнефти» заставляют общество и СМИ вспоминать годы, когда «приватизация» была синонимом воровства.
Жившие осознанно в тот период нередко путают их и сегодня, но вот заслуженно ли?
Первоначальный, в народных поверьях, «грабительский» этап приватизации, по сути, был процессом денационализации советской госсобственности. Фабрики-заводы, сельхозугодия и Дома отдыха акционировались и передавались тогда в частные руки отнюдь не из экономической целесообразности: проводилась силовая (если вспоминать количество убийств, связанных с нею) операция по смене политического уклада жизни — переход из разложившегося социализма в зарождающийся капитализм.
Неуклюжая попытка государства объяснить истинным владельцам собственности принцип действия ваучера «Народ, эта твоя часть всего, прикинь!» фактически обесценила его в глазах общества: одни меняли бумагу с рыжеватым отливом на сникерс, другие на бутылку водки. Лишь третьи, отличающие экономику от астрономии, несли приватизационные чеки в инвестиционные фонды и депозитарии условного «Газпрома». Однако если реальный «Газпром» увеличил спустя годы стоимость вложенного в него чека на порядки (осчастливив при этом один миллион 200 тысяч человек), то большинство фондов за то же время неприметно растворились в истории.
В результате десяткам миллионов россиян только и оставалось скрежетать зубами, наблюдая, как обещанное им Конституцией наследство отцов переходит в личную собственность людей, «избранность» которых заключалась в умении составлять одноходовые схемы с привлечением заемного капитала.
«Разворовали страну!»
Для уверенных в этом есть плохие новости. Начальный этап приватизации затронул не более 25 процентов госсобственности. Оставшаяся часть, пройдя через смену формы (акционирование) оставалась и остается сегодня под управлением властных структур.
Почти каждый год в доходную часть бюджета, родное и безнадежно любимое народом правительство закладывает план приватизации госимущества на многие миллиарды рублей.
Притом на 100 процентов реализуются только убыточные для баланса здания и земельные участки, доли же в компаниях, генерирующих постоянные денежные потоки, уменьшают, оставляя за собой, а значит и нами, контрольный пакет либо «золотую акцию» для принятия судьбоносных решений.
Такого рода приватизация происходит на фондовом рынке через SPO, вторичное размещение ценных бумаг ранее акционированного предприятия.
Вот и думайте, называть ли воровством конкурентную подписку на акции, ограниченную предложением со стороны государства. Есть желание и средства — участвуйте сами!
Или кому-то представляются лишними сотни миллиардов рублей, вырученных за пакеты Сбербанка и ВТБ и напрямую поступающих в российский бюджет?
Современная приватизация мало что обходится без стрельбы и малиновых пиджаков, она не лишает российское общество контроля, радикально отличаясь от активности на рубеже веков.
Что же касаемо «приватизации» нефтяной компании поминаемой выше, то здесь я бы добавил тройных кавычек и дождался решения суда: дело сие мало относится к сложившейся ныне приватизационной практике.
Автор:Тарарако Сергей
Читайте нас: