Почему, вводя новые санкции, Евросоюз и США раз за разом бьют по финансовому сектору?
Как пишут в либеральной прессе, «подобным образом развитые демократии стараются нанести минимальный вред простым россиянам, в первую очередь выцеливая и уничтожая бизнес президентских друзей».
В таком случае, поздравляю, мы с вами и есть самые большие друзья Путина!
Ведь без чего нельзя построить добротное капиталистическое хозяйство?
Без природных ресурсов? Но их нет у большинства европейских стран.
Без технологий? Северная Корея обладает ядерным оружием, и что, многих миллионеров оттуда вы знаете?
Довольно загадок: развитие страны невозможно без свободного доступа на рынок капитала.
Исключения здесь составляют диктатуры и карликовые государства, относить к которым современную Россию было бы странно, впрочем, как и говорить о наличии здесь развитого рынка.
Что есть рынок капитала для малого бизнеса? В первую очередь, это банковские кредиты, доступность которых прямо противоположна растущей ставке ЦБ и общему состоянию нервозности: когда не знаешь, что готовит следующий день, сложно выдавать маленькое состояние незнакомому человеку. То есть, кредит вам, конечно, дадут, но исключительно под гарантии, лучше под ликвидный залог и совсем хорошо — под огромный процент, с вшитыми в него рисками невозврата.
И много ли на таких условиях найдется желающих его брать?
Тут как-то социологи подсчитали число россиян, желавших бы начать свое дело, нашли два процента. Очевидно, остальные 98 процентов либо не расположены к подобного рода деятельности, либо не знают, с какого конца к ней подступиться — не в банк же идти!
Ну, можно обратиться к программе государственной помощи малому предпринимательству, при условии, что ваш «стаж» предпринимателя не менее двух лет или поискать в округе бизнес-инкубатор, но всё это ровно для тех двух процентов активистов. Вовлечь же широкие слои населения в бизнес без доступного и долгосрочного кредита, увы, не получится.
Теперь, когда благодаря странам, «переживающим за простых россиян», у наших банков хватает и своих проблем, о роли малого предпринимательства как движущей силы будущей, диверсифицированной экономики России, придется забыть надолго.
У бизнеса, который принято называть средним, помимо доступа к банковскому займу, имеется возможность обратиться на долговой рынок и фондовый. Однако и до санкций обращались к ним не более пяти процентов российских компаний: инвестор косяком шел в акции «Газпрома» и «Сбербанка», с удовольствием одалживая миллионы «Роснефти» и «Лукойлу», а вот компании малой капитализации ажиотажным спросом не пользовались.
Станут ли нынче, при убегающем с Запада инвесторе?
Хотел было закончить позитивным «но зато все крупные российские компании под крылом государства», но вспомнил несусветные полтора триллиона рублей, просимые «Роснефтью», и как-то сразу обмяк.