Покуда рынок наш увлеченно торгует непредсказуемость геополитики, на первый план средь всех торговых стратегий выходят те, которым безразлично, падаем мы или же обозначаем попытки роста.
Лично мне нравится арбитраж.
Вот что вы сделаете с предложением купить ведро картошки по 130 рублей на Центральном рынке, если часом ранее в точности такое ведро и, кажется, сам продавец (мамой клянусь — обознался, брат) встретились вам на Колхозном по 100 рублей?
1. Оденете ведро спекулянту на голову.
2. Сторгуетесь на 120.
3. Перекупите весь урожай Колхозного рынка в надежде продать его на Центральном.
Арбитражеры занимаются последним.
На этом, пусть и далеком от реальности, примере заметен основной недостаток географического (пространственного) арбитража: для получения с одного трейда значимой прибыли необходим более чем серьезный капитал.
Как видим, спред (разница в стоимости) между ведрами позволяет нам надеяться на получение лишь 1000 рублей с каждых 50-ти перепроданных. Учитывая же транспортные расходы и плату администрации рынка за предоставленное место, не говоря уже про обязательную для всех уплату налогов, партия картофеля меньше «камазовской» фуры, скорее, вгонит в убыток, чем наполнит ваш кошелек.
Неудивительно, что на финансовых рынках арбитражом этого вида в основном занимаются инвестбанки, миллиардные хедж-фонды и слабо разбирающиеся в происходящем мелкие физики, хотя последних понять можно — в жизни надо пробовать всё!
Играя на копеечной разнице в стоимости сырья, валют и акций (против ADR) на мировых площадках, рыночные монстры всегда в безрисковой прибыли: ведь сделки совершаются моментально, а как ни крути «десять старушек — уже рубль».
Для тех же, кто миллиардами пока не разжился, подойдут арбитражные стратегии, основанные на корреляции активов.
Само по себе понятие корреляции заслуживает отдельного разговора. А пока за аксиому примем утверждение, что ряд активов в движениях своих не отрываются друг от друга на статистически отмеренное расстояние (положительная корреляция) или же, напротив, расходятся (отрицательная), как разнополярные магниты, в реакции на внешние раздражители.
Когда у положительно коррелируемых активов спред расходится до максимума, мы одновременно продаем растущий актив и покупаем снижающийся. Как только спред схлопывается (возвращаясь к обычному состоянию), проделываем обратную операцию, имея на том свою копейку, независимо от направленности движения.
Опять сложно?
В таком случае берем ведро картошки и начинаем считать его корреляцию с ведром огурцов положительной. Взявши, представим, как одним прекрасным днем, но, увы, по неизвестным публике причинам, картофель вдруг начинает торговаться на 50 процентов дороже при неизменной стоимости огурцов.
Забудьте о фейсбуках и негодующих письмах на имя президента. Это ваш шанс!
Моментально продаем картофельный фьючерс и на такую же сумму покупаем огуречный. На следующий день, когда огурцы ожидаемо вырастают на 30 процентов, а картошка, к удивлению россиян, снижается на 20 процентов, сокращая спред до привычного, мы имеем прибыль, как от продажи, так и от покупки.
Есть в арсенале трейдера и другие виды арбитража, но главное, сам принцип — торговля не активами, а разницей цен между ними.