Сколько уже — неделю, две, три продолжаются ритуальные танцы вокруг Макдоналдса?
Лично меня расстраивает, когда налаженный бизнес рушится не в силу экономических причин. Но куда больше огорчает безграмотность аргументов общественной защиты.
— Это ведь наше, российское! О франшизе, небось, слышали?!
Слышали.
Здесь-то и неувязка. Рестораны, открытые Макдоналдс в России до 2012-го, к франчайзингу отношения не имеют: всё это полноценный филиал американской компании, над зданиями которого, возникни желание, любой вправе вешать растяжку «Хватит кормить Канзас!»
Вот работай у нас Mcdonalds по схеме, обкатанной им в других странах, я бы первый признал в нем отечественного производителя, вилами отгоняя с крыльца любителей беляшей и пельменей.
Ведь что есть франчайзинг?
Представим себе трейдера, который, устав от бесконечного стресса торгов, решает диверсифицировать свои риски вложением части заработанного в реальный бизнес.
Он пишет план, снимает помещение, устанавливает оборудование, договаривается с поставщиками, набирает команду, распечатывает рекламные буклеты и ждет — когда в его замечательное со всех сторон заведение, повалит народ.
Насколько велики у него шансы, не оказаться в числе тех 85 процентов, что, по статистике, вылетают из бизнеса в первые годы?
Логичные 15 процентов, ибо всё им до того самостоятельно выстроенное часто «вдруг» оказывается далеко (от потоков), дорого (в сравнении с конкурентами) и неинтересно (вообще).
Вся проблема в отсутствии опыта.
Франчайзер же, в первую очередь, продает именно его — успешный опыт, годами отлаженную бизнес-модель.
Вверяя франшизу, он:
— укажет, в каком районе города, улице и даже на какой стороне от солнца следует арендовать помещение;
— подскажет, с какими поставщиками стоит иметь дело, а от каких отказаться сразу;
— пальцем ткнет в оборудование, что позволит достичь нужного качества производства;
— выдаст строгий и поэтапно расписанный план действий на все случаи жизни.
Правильный франчайзер проведет обучение персонала — с уборщиц до генерального директора, показав и рассказав каждому его обязанности и особенности работы в компании.
Короче, запустит в мир реального бизнеса в наилучшем виде.
Разумеется, всё это не по доброте душевной. Франшиза стоит ощутимых денег в виде первоначального взноса, составляющего от 10 до 40 процентов начальной стоимости проекта, и регулярных выплат (роялти) — фиксированной ставки либо в процентах от прибыли-оборота.
Бренд и его составляющие — лояльность клиентов, массированная реклама, конкурентные преимущества — прилагаются «бесплатно».
Но интересно другое. Заработает франчайзинг в дальнейшем процессе ведения бизнеса или нет — выдавшего франшизу касается мало, главное, чтобы тот не ронял уровень обслуживания и, вписываясь в корпоративные стандарты качества, не забывал выплачивать роялти.
И здесь лишь от бизнесмена зависит, вкалывать ему до ночи или, навесив на дверь «Санитарный час», просиживать дни в философской задумчивости.
Впрочем, как и в любом бизнесе.