Почему многие спекулянты ругают (хоть при этом и любят искренне за техничность) российский рынок? Говорят, что здесь идёт игра с нулевой суммой, когда чей-то выигрыш — это и обязательно чей-то проигрыш: создана замкнутая система, внутри которой главная цель — забрать у контрагента все деньги, а последней сделкой его одежду и мотоцикл.
Другим же представляется, как опытные игроки Московской биржи, словно дети в песочнице, полной игрушек, загребают на свою половину все яркие и заводные, оставляя малограмотному соседу нечто прибитое к полу или уже начинающее дурно пахнуть.
— Да! Все биржи так и устроены! Что биржи, жизнь вся такая! Глянь в окошко.
Хорошо-хорошо, не волнуйтесь, но будь это действительно правдой, адепты теории игр давно бы забрали с рынка последний рубль, ведь просчитать в такой системе идеальную выигрышную стратегию не представляет для них большого труда.
Помните, мы в институтах расчерчивали таблицы, хитро называемые матрицами, с вариантами последствий: что выйдет, если мы сделаем так, а противник вот этак?
То была настоящая замкнутая система, с ограниченным количеством вариантов действий и единственно верным ответом.
Видны ли в ней сопернику твои ходы или они тщательно скрыты, главное следуй выведенной формуле, позволяющей максимизировать прибыль или, оказавшись в трудном положении, минимизировать потери — в любом случае, желаемого ты достигнешь.
Да потому, что в математике (теория игр не исключение) поведение игроков априори считается рациональным и от того предсказуемым.
«За 20 минут через трубу А в бассейн вливается 10 баррелей нефти, и 15 за то же время втекает через трубу B. Сколько понадобится времени для заполнения бассейна полностью, если его объем равен 100 литрам?»
Не знаю, сколько там выйдет у рациональных математиков, по моим эмпирическим расчетам, минуты две.
Ибо, что первая, что вторая трубы принадлежат фирме, в двери к которой уже стучатся налоговая-ФСБ-прокуратура, и слить всю нефть минутой позже означало бы для них попасть под огромные штрафные санкции или присесть за хищение.
Значит быстренько, всем коллективом, вычерпают её тазиками!
И таких «нюансов», создающих непредсказуемые колебания по всей системе в России (а на самом деле, везде) тысячи тысяч.
Невозможно математическими методами создать работоспособную модель, учитывающую бесконечное множество иррациональных вариаций, включающих при том и человеческий фактор (эмоциональное состояние торгующего индивидуума, мы помнится, уже обсуждали). Даже найдись гений-теоретик, с практической частью задачи не справятся все доступные человечеству вычислительные мощности.
Я в целом не спорю, что опыт — дело хорошее, но в одиночку он задач не решает.