При всей нелюбви к историям в виде «этапов большого пути» на сей раз и только из уважения к Европарламенту и его депутатам я сделаю исключение.
«Рубль следует вычеркнуть из международного финансового оборота».
Будто они его туда вписывали.
1992 год. Россия принимает федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в первую очередь, создавая правовую основу для налаживания внешней торговли с бывшими республиками Советского Союза.
Через четыре года мы присоединяемся к восьмой статье устава Международного валютного фонда, запрещающей ограничивать платежи по текущим международным операциям или, говоря проще, уже в 1996-м широко распахиваем двери нашего внутреннего валютного рынка перед всем миром. Отныне не должно быть задержек в платежах по экспорту/импорту, а кредитованием вольны заниматься все получившие на то лицензию, независимо от географического расположения их головного офиса.
Российские банки охотно открывают у себя счета банков иностранных, на которые бизнесмены-нерезиденты столь же охотно складывают средства, вырученные ими от торговли с Россией, сам же рубль признается в качестве международного платежного средства. В него, как и в номинированные в нем ГКО, начинают вкладываться иностранные инвесторы.
На чем и погорели во время дефолта 98-го.
Ну да, весьма долгое время с нами не разговаривали, обиженно переходя на другую сторону улицы, кидая вслед подешевевшие рубли.
Ничего, прошло и это. Постоянно растущие цены на нефть, поднявшие экономику Россию, вновь сделали национальную валюту привлекательной для вложений.
Дабы закрепить успех (и уже удвоить этот ваш ВВП), в 2006-м были внесены изменения в закон 92-го года, отменяющие все ограничения на капитальные валютные операции между резидентами и нерезидентами. Стали доступны прямые и портфельные инвестиции в иностранной валюте, долгосрочное кредитование.
Рубль стал полностью конвертируемым.
Американские, европейские, азиатские бизнесмены — все открывали в российских банках рублевые счета для ведения коммерческой деятельности и конверсии (обмена) валютной выручки. Настроенные более спекулятивно заходили прямиком на российские биржи, полностью сметая ассортимент первого, второго и даже третьего эшелонов.
Правильно. На чем и погорели в 2008 году, когда российский рынок обвалился сильнее всех как развитых, так и развивающихся мировых площадок.
Что, впрочем, не повлияло в среднесрочной перспективе на привлекательность рубля, восстановившего свои позиции вслед за скорым ростом нефтяных котировок.
Таково состояние на сегодняшний день.
Учитывая же факт, что российский ЦБ так и не удосужился вступить в международную систему конверсионных валютных операций (CLS), которая бы сделала рубль свободно конвертируемой валютой (обмен в любом банке мира), я даже и не знаю, что советовать депутату Европарламента… Ведь он в одночасье собрался то ли отменять российский закон о валютном регулировании 92-го, то ли запрещать иностранцам проводить все (да, вообще все) торговые операции с нашей страной. Других-то вариантов отменить конвертируемость рубля у него нет.
Пожелаю-ка я ему здоровья. Лишним не будет.