Инвестиционные банки и брокеры в большинстве своем позиционируют структурные продукты не иначе, как замену постылому банковскому депозиту, отличающемуся фиксированной и крайне малой доходностью.
С последним я не спорю: в России, где инфляция порой способна удивлять двузначными цифрами, а «стабильность рубля» звучит как хороший анекдот, депозит в банке лишь способ сохранения капитала. За рост его, по замыслу финансистов, призваны отвечать структурные продукты.
«Со 100-процентным сохранением капитала!»
Знаете, мне определенно не нравятся люди финансового мира, гарантирующие нечто на все 100 процентов: они либо о чем-то умалчивают, либо некомпетентны.
Допустим, нам собрали «защитный» продукт, ориентированный на рост рынка в ближайшие три года.
В простейшем случае он будет состоять на 20 процентов из деривативов (фьючерс, опцион) на рыночный индекс, оставшиеся 80 процентов займут долговые обязательства надежных эмитентов (коих не заподозрить в скором дефолте), гособлигации или всё тот же банковский депозит, для антуражу привязанный к курсу рубля или лунным циклам.
Вариант А: рынок вырос.
На зависть держателей банальных депозитов вы удваиваете свой счет и, благодарственно пожав руку брокеру, отъезжаете на пенсию в район Багамских островов.
Вариант Б (последние три года наблюдаемый в России): рынок отказался расти.
Недоумевающе пожав плечами, брокер возвращает вам ранее вложенную сумму и, пожелав удачи в бизнесе, отправляется на Багамы в гордом одиночестве.
Свой комиссионный процент он снял в любом случае.
Стоит ли заводить разговор про инфляцию, упущенные возможности самостоятельного инвестирования, на худой конец, недополученные 10-15 процентов от депозита в банке или сразу перейдем к варианту Х, вряд ли когда упоминавшемся улыбчивым сейлзом?
В любом вышеописанном случае радуйтесь!
Проблема современной экономики в отсутствии авторитетов. То, что кажется сегодня незыблемым, способным развиваться и расти десятилетиями, на завтра испаряется, не оставляя и следа своего существования.
Помните 2008-ой, инвестиционный банк Lehman Brothers, выпускающий структурные продукты на миллиарды долларов?
А компанию «ЮКОС», облигации которой едва ли уступали в надежности государственным?
Про 1998-ой с его дефолтом?
Думаете, из каких средств тогда возвращали по обязательствам «100-процентные гарантии»?
Их просто не вернули.
Нет, в сравнении с имеющимися рисками на фондовых, сырьевых или валютных площадках риски от приобретения структурных продуктов действительно минимальны.
Но они есть.
И значит говорить о полноценности замены банковского депозита на «безрисковые» структурные продукты, по меньшей мере, лукавить.