Биржевой люд в общении активно пользуется жаргоном, дабы сэкономить время, столь необходимое ему для обсуждения дорогих машин и прекрасных женщин. Планка, офер, боковик — сотни слов и каждое могло бы претендовать на сегодняшнюю статью, но чести удостоились лишь двое — «преф» и «обычка».
Обычка — обыкновенная акция.
Говоря в новостях, что «по итогам сегодняшних торгов акции Газпрома снизились на четыре процента», имеют в виду не что иное, как обыкновенные акции газовой компании. Во-первых, других у него и не было с первоначальной эмиссии, а во-вторых, привилегированные на жаргоне — префы — всегда упоминаются отдельно: «в лидерах сегодняшнего роста на ММВБ привилегированные акции Сургутнефтегаза».
Основной плюс владения такими акциями — гарантированные дивиденды.
Как правило, фиксированный процент по ним записывается в устав предприятия и если меняется, то в большую сторону, приближая данный тип акций к банковскому депозиту. Даже в отсутствии у компании прибыли, с которой платятся дивиденды владельцам обычки, выплаты держателям префов производятся из средств специально организованного для них фонда.
Правда, могут и не платить.
В этом случае до поступления на счет очередных дивидендов акции превращаются в обычные, наделяя своих владельцев правом голоса, изначально отсутствующим у привилегированных бумаг.
Действительно, у обладателей префов нет возможности влиять на руководство компании или как-то участвовать в её жизни. Единственная их привилегия — стоять первыми в очереди на получение с бизнеса процентов.
Зато каких!
В компенсацию «ущербности» префов их дивидендная доходность заметно превосходит аналогичный показатель обычки, привлекая тем не отличающихся амбициозностью инвесторов средней руки и людей, понимающих толк в арифметике.
Каковых, на мое удивление, в России найти сложно — вокруг одни спекулянты. И приходится задаваться вопросом: не оттого ли стоимость обыкновенных акций наших ведущих компаний на 10-20 процентов выше привилегированных?
На том же Западе, где всё плохо и скоро непременно развалится, котировки привилегированных акций (их абсолютная стоимость в долларах) выше своих обычных собратьев.
Действует элементарная логика — в случае растущего рынка префам нет нужды отсиживаться в окопах. По заветам обезьянки Лукерьи, случайный портфель которой по итогам 2009-го смог обогнать всех российских управляющих благодаря фантастическому росту именно привилегированных акций Сбербанка (догоняющих Сбер обычку), ценные бумаги компании на бычьем рынке двигаются в одном направлении. Вверх.
Притом дивиденды в префах выше и гарантируются уставом, а значит, помимо прибыли с курсовой разницы дают немалую прибавку и в этом.
Что до рынка падающего, медвежьего, на таком любая бумага в тягость, что обычная, что с привилегиями.
Вот и получается, выбор между обычкой и префами, по сути, выбор между долговременной стабильностью и краткосрочной неосведомленностью.
Решайте.