Я не фанат рыбалки, но признаю — магия разнокалиберных крючков и блесен, разложенных на прилавке, завораживает. Кажется, купи их все и рыба сама побежит сдаваться, едва завидев блеск приготовленного для неё контейнера.
Так же и с рынком. Сотни индикаторов, тысячи рекомендаций, миллионы суждений — начни им следовать, и в мире не хватит денег выплатить всю причитающуюся тебе прибыль.
Но как рыбачащий на болоте при полной луне, так и трейдер, который пытается применить весь арсенал теханализа, наобум выбирая актив и время торговли, вряд ли принесет домой что-то помимо болотной тины.
Фундаментальный анализ (далее ФА) в части внутренней оценки самой компании, к сожалению, на российском рынке не приносит того же эффекта, как при анализе ее зарубежных аналогов. Сказывается неразвитость нашего законодательства в области инсайдерской информации и частое изменение правил игры со стороны государства. С ним не соскучишься: то введет дополнительную налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор, а то и громогласно объявит естественным монополиям о заморозке тарифов. И как прикажете делать среднесрочный прогноз по прибыли, когда в любой момент и без объявления войны она грозит обвалиться вдвое?
Безусловно, при изучении квартальных и годовых отчетов эмитентов второго, третьего эшелонов всегда существует вероятность наткнуться на неогранённые алмазы, с большим потенциалом роста. Весь вопрос — как скоро свое внимание на них обратят и другие инвесторы. Просидеть в бумагах без движения несколько лет — не лучшее вложение капитала.
Впрочем, уже следующая часть ФА, отраслевой анализ, работает много лучше. Стоит, к примеру, упасть спросу на промышленные металлы, как отечественные металлургические компании скопом несутся вниз, наперегонки теряя инвесторов.
Аналогичную реакцию в России вызывает часть ФА, ответственная за анализ страны эмитента. Пресловутые политические риски, сыгравшие не последнюю роль в отставании котировок отечественных компаний от темпов роста глобального рынка, в совокупности с высокими процентными ставками ЦБ и малым денежным агрегатом М2, фундаментально оставляют российский рынок на задворках мировой экономики. Спекулятивный же капитал убегает на другие площадки.
Верно и обратное. Как только уляжется политическая пыль, снизится ставка рефинансирования, инфляция перестанет зашкаливать, а M2 позволит избыткам средств оседать на фондовом рынке, мы обязательно вернемся к обстоятельному разговору о создании в стране Международного финансового центра.
Пока же основное внимание нашим игрокам приходится обращать на внешние факторы. И, знаете, это неплохо. Проработав год-другой на российской площадке с её универсальной «спецификой», не столь страшно переключаться на глобальные фондовые рынки или спекуляцию валютными парами — там уже всё родное и такое знакомое.
В первую очередь, это центральные банки. Федеральная резервная система США, Банк Японии, Европейский центральный банк и частично Банк Англии в последние годы каждым вымолвленным словом своих руководителей разворачивают денежные потоки и рынки почище Геркулеса во владениях царя Авгия. Подсевшая на иглу ликвидности финансовая экономика сегодня напрямую зависит от того, притормозят ли центробанки печатный станок или прибавят тому оборотов. Тяжело признавать, но именно они, а не реальное восстановление или же замедление экономической активности на данный момент определяют средне- и долгосрочные тренды на торговых площадках.
Китай — надежда и опора сырьевых экономик, тенденции на рынках развивающихся стран, политические и военные события на Ближнем Востоке, динамика макроэкономической статистики и данные по валовому внутреннему продукту Европы, Азии и Америки — факторов, создающих внешний фон, великое множество. Принимать ли их во внимание — вопрос стратегии и выбранного таймфрейма.
Из чего следует — нам есть что обсудить и в следующий раз!