Инвестируя в компанию значительные средства, разумно ознакомиться с её историей, планами на будущее и задачами, решаемыми в настоящем.
В то же время, конъюнктура рынка диктует правила, не позволяющие складывать в одну корзину все яйца, а кропотливый подбор достойных эмитентов для диверсифицированного инвестиционного портфеля среди тысяч и тысяч компаний, представленных на глобальном рынке, грозит инвестору нервным срывом.
Избежать неверных шагов, сохраняя психическое здоровье, призван выборочный подход к изучению годовых (и квартальных) отчётов, дающих полную информацию о деятельности компании, но изобилующих данными, детальное рассмотрение которых оправдано лишь покупкой бизнеса целиком.
Первое, на что должен обратить внимание потенциальный акционер — размер чистой прибыли. В отличие от EBITDA, с гордостью размещаемого на главные страницы, сей параметр скрывается в конце, а то и в приложении к основному отчету.
Чистую прибыль легче всего представить в виде кочерыжки, оставшейся от целого вилка капусты (та самая выручка), разобранного на листы (себестоимость, операционные затраты, налоги, платежи по кредитам).
Нередко те, кто расхваливает свой урожай (рисует рекордную выручку за отчетный период), за пеленой цифр скрывают растущие затраты на её производство. Не от того ли чистая прибыль, от которой исчисляется и прибыль на акцию (путем деления нераспределенной прибыли на количество обыкновенных акций), становится базовым показателем?
Будет нелишним заметить: до последнего времени в России дивиденды платились по остаточному принципу, и размер их мог зависеть как от настроения собственника, так и от расположения звезд на небе. Однако в ноябре 2012 года правительством РФ было решено: государственные предприятия обязаны направлять на дивидендные выплаты не менее 25 процентов своей чистой прибыли. Хорошо!
Вторым по важности анализируемым параметром является денежный поток (кэш-флоу). Он максимально близок к бытовому пониманию: пресловутый семейный бюджет в точности повторяет отчет о движении денежных потоков. Сколько денег в семью (компанию) пришло, из каких источников (зарплата = операционная деятельность, взятка = инвестиции, заначка = высоколиквидные активы и т.п.), в каком объеме от каждого из них, и сколько на что ушло. Значение параметра больше нуля — приток денег, меньше — отток. Положительный денежный поток означает способность (семьи, компании) платить по счетам, отрицательный, что неудивительно, её отрицает, заставляя сомневаться и в целесообразности инвестирования (проживания в браке с безудержной транжирой).
EBITDA. К сожалению, обойтись в рассказе без параметра, нарочито выпячиваемого публичными компаниями, не удастся. Для этого мы возвращаемся к кочерыжке чистой прибыли, приклеивая обратно капустные листы налога на прибыль (с детской радостью пряча от пытливого глаза инвестора десятки листов иных налогов) и уплаченные проценты по кредиту (умалчивая, на сколько дней или же десятилетий компания погрязла в необходимости использования заемных средств). Хуже другое. Помните «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки»? Наш случай. EBITDA не учитывает, точнее, умалчивает об истинной стоимости и амортизационном сроке службы условных батареек (капитальных фондов), готовя немалый сюрприз меломану, чей плейер в скором времени потребует замены не двух-трех, а целого эшелона источников питания. Хотите рискнуть, полагаясь на общепринятые стандарты? Потом не жалуйтесь.
И последнее. При чтении годового отчета есть множество хитростей, заслуживающих отдельного повествования, но, увы, не вмещающихся в рамки краткого обзора. К примеру, наращивание владельцами своего пакета акций или его сокращение способно рассказать о вдумчивому исследователю больше, чем выставленное напоказ положение предприятия в отрасли или полные оптимизма прогнозы на десятилетие вперед — кому, как не инсайдерам делать ставку на красное, когда дела оставляют желать лучшего, и наоборот?