Все новости
Мнение
15 Апреля 2021, 09:12

Какими видят себя молодые в Башкирии

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Эмиль Мусин
Журналист
То, что мы, зрелые люди, думаем о молодёжи Башкирии достаточно известно. Заметьте, наши выводы, абсолютно не заботят так называемое «поколение Z». Давайте выясним, а как себя идентифицирует сама молодёжь, ее наиболее пытливая и прогрессивная часть. Потому что через 10-15 лет они будут править бал во многих сферах жизни.
В этом плане очень интересно двухлетнее исследование, проводимое Школой востоковедения в УГНТУ при участии доцента и блогера Михаила Бреслера.
Исследовались восемь фокус-групп: студенты уфимских университетов, школьники гимназий, представители так называемого среднего класса в возрасте от 16 до 24 лет. В каждой анкете — 310 вариантов ответов. Участники опроса идентифицировали себя, отвечая на вопрос: «Прежде всего Я — мусульманин, христианин, гражданин России, представитель этноса, профессионал и т.д.»
Оказалось, что 52,9 процента в первую очередь считают себя гражданами России. Это к слову о непатриотичности современной молодёжи. 27 процентов отнесли себя к представителям определенного этноса, 4,3 процента — к членам религиозной конфессии. Шестая часть опрошенных определили себя, как «граждане мира», «молодёжь», «профессионалы» и т. д. При этом в фокус-группах с представителями этноса и религиозных конфессий идентифицировали себя от 10 до 15 процентов участников. И это очень четкий сигнал. Молодые стремятся к унификации, максимальной свободе от каких-либо догм, которыми было сковано предыдущее поколение, выросшее при СССР.
Я помню времена, когда косо смотрели на старшеклассников, не вступивших в комсомол по идейным соображениям, застуканных во время прослушивания американского рока или шансона Вилли Токарева. Это считалось западопоклонничеством. Любое проявление инакомыслия являлось ужасным бунтом в стройных рядах. В университете меня заставляли стричь длинные волосы, не допуская к экзамену по истории Коммунистической партии Советского Союза. Зато с шестого класса на уроках труда мы умели делать скалки, табуретки, а в восьмом классе из двух железных болванок вытачивали напильником плоскогубцы. Причем по чертежам, которые тоже чертили сами. Мы щупали жизнь руками, пробовали ее на вкус, знали цену своего труда и усилий. Это как раз то, чего сейчас не хватает молодым, живущим в интернете.
Сейчас учебные заведения настолько «демократизированы», что школьники позволяют себе громко спорить с учителями и выкладывать все это в ютуб.
Их кумиры — блогеры и реперы, плохо выговаривающие слова, но очень раскрепощенные и заводные.
Но может быть все не так уж и плохо. Вот что говорит по этому поводу Михаил Бреслер, много лет изучающий своих подопечных:
— Российская нация успешно формируется. Молодое поколение с улыбкой смотрит на неразумные потуги старших реконструировать допотопные времена. Нынешние молодые совсем иные, чем мы. Это я наблюдаю по нашим студентам Школы востоковедения УГНТУ и по исследованиям, которые мы проводим. Поколение Z живет в том цифровом обществе, которое мы, старики, только изучаем. Для них открыт весь мир, они жадны до информации и используют логику соцсетей, реалистичны, прагматичны, любознательны и широко эрудированы.
Есть у них и свои недостатки, люди все разные. Но почему-то я верю в их светлое будущее.
— Проблема нашего поколения в том, что мы слишком погрязли в прошлом, — уверен карикатурист Камиль Бузыкаев. — Копаемся в 90-х годах, с пеной у рта обсуждаем, Ивана Грозного Сталина, и Ленина. Нам все кажется, что это было с нами, и мы за это в ответе. А молодые очень далеки от этого. Для них события, произошедшие 30 лет назад, всего лишь странички учебника. Их интересует лишь, как жить лучше здесь и сейчас.
Читайте нас: