Все новости
Регион102
6 Октября 2020, 08:00

Как молодые раскрутили четыре бизнеса в Башкирии

Молодые предприниматели рассказали о подводных камнях развития своего дела.

Фото Андрея Старостина.
Фото Андрея Старостина.
В журналистской практике выслушивал немало мнений о том, что бизнес в малых городах развивать крайне сложно из-за отсутствия клиентуры, оборотных средств, подходящих помещений, надзора контролеров. Этим молодым бизнесменам не помешало все вышеперечисленное. У них нет «мохнатых лап» в сфере чиновничества и богатых обеспеченных родителей. Всего добились сами. Главный вопрос, обращённый к ним — можно ли здесь, в Башкирии, успешно развивать своё дело?

Марат Халитов, действующий спортсмен, обладатель пурпурного пояса по бразильскому джиу-джитсу, основатель сети барбершопов в Туймазах и Октябрьском:

— Я с 17 лет работал охранником в магазинах, занимался евроремонтом, зарабатывал в финансовой сфере. Когда решил открыть барбершоп, друзья сказали, что я сошёл с ума, ведь в городе — сотни парикмахеров. Я же несколько лет назад задумал организовать уютное приятное место, где мужчины могут не только быстро подстричь бороду, голову, но и попить кофе в теплой атмосфере.
Во время пандемии я, никогда не болевший, подхватил коронавирус. Это было жестко, ребята. Три недели боролся за жизнь. Поэтому надо носить маски в людных местах, соблюдать дистанцию. Я справился, бизнес понёс потери из-за пандемии, но устоял, потому что был выстроен грамотно и персонал не разбежался.
— Ты занимаешься греплингом (борьба в партере), не отвлекают от бизнеса тренировки, выступления?
— Наоборот, помогают. Я объездил полмира. Эта борьба дисциплинирует меня, в том числе и для бизнеса. Единоборства помогают принимать быстрые и оптимальные решения.
О конкуренции: считаю стричь на дому, нелегально по низкой цене — это нарушение её принципов. Нормальная борьба за клиента меня лишь подстёгивает улучшать сервис, и я её не боюсь.
— Ты бывал в США, что можно перенять оттуда нашим бизнесменам?
— Ослепительную улыбку и доброжелательность. Хотя внутри американцы жёсткие и действуют в бизнес-сфере так же, как и наши. Россиянам не хватает улыбок, благожелательного тона. Клиенты ведь всё чувствуют. Для меня в бизнесе самое важное — самодисциплина. Даже когда не хочется вставать рано, нужно включаться, решать все вопросы.
Екатерина Муртазина, владеет салоном красоты и ведёт онлайн-обучение макияжу и маникюру:
— Я, имея вузовский диплом, работала в офисе. Когда более трёх лет сидела в декрете, решила полностью переформатировать свою жизнь и несколько лет назад начала с магазина профессиональной косметики. У меня это плохо получалось, как говорится, «ушла в минус» по прибыли. Однако руки не опустила и начала обучаться ведению бизнеса по интернету, выучилась на мастера по маникюру и сделала из магазина салон красоты. Через 90 дней заказы были расписаны на месяц вперёд. Я вложила свои 100 тысяч рублей, по муниципальной программе поддержки малого бизнеса выиграла в конкурсе 260 тысяч рублей и потратила их на основные средства производства. Вскоре у меня появились ещё два креативных мастера, которые помогли продвинуть наружную и интернет-рекламу. Мы начали побеждать на чемпионатах по маникюру.
— Как вы пришли к онлайн-обучению, причём на международном уровне?
— Начинали два года назад в интернете... как-то несерьезно, не сильно веря в удачу. Зарегистрировали свой товарный знак, название которого, кстати, принадлежало продюсеру Максу Фадееву. Вышли в интернет-эфир и количество подписчиков в соцсетях из разных стран начало расти. В дальнейшем мы монетизировали курсы.
Сейчас ведём лицензирование, после которого получим право выдавать удостоверения государственного образца.
Почему не уезжаю из Башкирии? У меня с супругом здесь очень много друзей, а теперь и клиентов. Есть интернет и ничто не мешает развивать своё дело, напротив, все помогают.
Алина Шайдуллина, основатель студии танцев:
— Вас называют «человек-энергия», недавно у вас родился сын. Успеваете развивать несколько направлений в бизнесе и уделять время семье.
— Ещё и отдыхать, наше с супругом хобби — совместная готовка блюд. Надо буквально гореть танцем, тогда всё получится. Я увлеклась им еще в юрколледже, училась по видео группы Аллы Духовой «Тодес». В 2005 году колледж предоставил мне помещение, которое мы с друзьями отремонтировали. Катались на роликах и раздавали рекламные приглашения на первую тренировку. Пришли 10 человек, а к началу пандемии у меня занималось уже около 200 человек. Всё было на энтузиазме. Эпидемия коронавируса совпала с моим декретным отпуском, я вела танцы до восьмого месяца беременности и чувствовала себя хорошо. Бизнес помогали вести партнеры. Сегодня численность групп постепенно восстанавливается до прежнего уровня. Попутно я создала два агентства по организации путешествий и проведению торжеств, включая их оформление. Недавно мы начали разработку линии пошива своей фирменной одежды. Пандемия показала, что нельзя держать яйца в одной корзине.
Желание перенести бизнес возникло пять лет назад, и я недолго поработала за границей. А потом поняла, что Башкирия — мой родной дом, где много настоящих друзей, единомышленников, расстаться с которыми трудно. В других местах такого никогда не будет.
Андрей Черных, руководитель Академии единоборств «Самурай», директор барбершопа, депутат городского совета.
— Вы восьмой ребёнок в семье, кроме бизнеса, ведёте работу с избирателями. Получается везде успевать?
— Общественная нагрузка пришла позже, а начинал я помощником тренера в спортклубе. Сначала подменял его, затем заработал два чёрных пояса по греплингу. Набрался опыта, поработав тренером по борьбе в одной из детских спортшкол. В начале 2000-х годов открыл свой бизнес — клуб «Самурай», сначала в Туймазах, затем — филиал в Кандрах. Спустя 10 лет работы переименовал его в Академию единоборств, ведь статус нашего сообщества подрос. Мы подготовили победителей и призёров региональных, всероссийских и международных состязаний.
— Откуда брал средства на открытие бизнеса?
— Больше года днём работал в охране, занимался евроремонтом, вечером вёл занятия. Постепенно приобретал спортинвентарь, отремонтировал помещения. Подстёгивала одержимость идеей создать свою спортшколу. К тому же надо было помогать сестрёнкам и брату, который младше меня на 12 лет.
До пандемии коронавируса у нас занималось 250 учеников. После неё осталось 80, но зато самых активных и преданных спорту.
Ещё и поэтому я развиваю барбершоп. Просядет одно направление, выручит другое. В ближайших планах развить точку общепита под брендом барбершопа.
— Чем занимается молодой депутат горсовета?
— В основном — вопросами благоустройства. Например, просят провести отсыпку дороги, я беру этот вопрос под контроль. Есть обращения по ремонту подъездов, переселению из аварийного жилья. Время это отнимает, но надо что-то делать и для города. Представить свою жизнь без него не могу. Покидать республику или переносить бизнес я, конечно же, не собираюсь. Развиваться можно и здесь. Надо только ставить перед собой достижимые цели и каждый день двигаться вперёд.
Автор:Мусин Эмиль
Читайте нас: