Все новости
Культура
29 Сентября 2020, 16:15

Как в Башкирии на поле битвы сошлись солдаты Вермахта и стрельцы

Фестиваль исторической реконструкции на несколько дней объединил солдат Вермахта, московских стрельцов и гренадеров уфимского полка.

Фото автора.
Фото автора.
Фестиваль исторической реконструкции вблизи Бирска на несколько дней объединил солдат Вермахта, московских стрельцов и гренадеров уфимского полка. Реконструкторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми. Ростова-на-Дону и других городов после затянувшегося коронавирусного периода с удовольствием приехали в Башкирию. И на несколько дней заняли оборону, раскинув свои военные лагеря около старого купеческого города. Они расположились в чистом поле между холмами — почти на самом берегу реки Белой.

И только сильный ветер временами, наваливаясь, отвлекал их от ратных дел — подготовки к сражениям. Стрельцы проверяли исправность пищалей, гренадеры тестировали ружья, красноармейцы копали окопы, саперы немецкой армии минировали территорию.

Именно здесь, недалеко от реки Белой, и произошли 19 сентября главные события: войны петровской эпохи и сцена одного из боев 1945 года.

Зрители в деле увидели Петра I, который со своими приближенными атаковал неприятеля, а потом дружелюбно фотографировался со всеми желающими.

Чуть позже застрекотал пулемет и сбил темп наступления остатков фашистской армии, предпринимающих последние тщетные попытки объединиться.

А после артобстрела красноармейцы рванули в свой, для кого-то, может, и последний бой.

— Как мне сказали, я должен погибнуть в этом бою, — признался один из участников боя, юноша в форме рядового немецких войск Михей Суворов. Молодой человек — студент третьего курса железнодорожного училища, реконструкцией занимается в клубе «Восточный рубеж» (Пермский край) второй год. За это время участвовал в нескольких инсценировках боевых действий. Он единственный из реконструкторов, приехавших из Перми, принял участие в военных баталиях 1945 года на стороне немецкой армии.

— Меня давно к этому тянуло: еще с 2012 года. Несколько раз ездил с родителями на реконструкции в Хохловский район Пермского края. Загорелся желанием и захотел так же побегать, как ребята, — рассказал Михей Суворов. — В советской форме в реконструкциях еще не участвовал.

В детстве смотрел много фильмов о Великой Отечественной войне, и мне в особенности понравилась немецкая форма. Много чего не понимал, потом стал читать, изучать документы.
Другой участник фестиваля, колоритный стрелец Максим Трофимов приехал из столицы и участвовал в реконструкции времен Московского царства, начиная с царства Ивана Грозного и образования стрелецкого войска и заканчивая временем Петра I. Он представляет объединение «Московские стрельцы».

— В реконструкции выступаем стрельцами конца XVII века — царствование Петра Алексеевича и представляем его шутейные маневры с его любимым полком. У каждого свой костюм. Сами придумываем и шьем. Сколько лет занимаюсь, столько лет его и разрабатываю. Сейчас имеем общее представление о кафтане. Он практически не менялся, если мы говорим об одежде стрельца, — увлекся повествованием Максим Трофимов. — У меня несколько кафтанов. Первый сделал на реконструкцию в 2005 году. Был достаточно простой наряд: кафтан, рубаха, сапоги, шапка. Тогда движение было молодым, не было столько информации, сколько появилось за последнее время. И если сейчас вдаваться в нюансы, то можно отличить кафтан XV века от XVI века. На мне надеты три слоя одежды: рубаха, зипун и кафтан.
— Какие-то элементы одежды все равно, наверное, заказываете у специалистов?
— Конечно, много чего заказываем. Кто-то умеет делать одно, кто-то — другое. Шапки шьет наш товарищ из Ярославля. В этом деле тоже есть свои нюансы. Чтобы шапки стояли, нужен второй подклад, его надо правильно пришить, чтобы оба подклада совпали — целая наука. Сумку сшил мастер из Москвы, он тоже занимается реконструкцией.
— У вас к истории петровского времени профессиональный интерес?
— Сам не историк, работаю в строительной сфере — так сложилось. Родом из Твери. В конце 1990-х годов там проводились раскопки, заинтересовался, так постепенно пришел к исторической реконструкции. Сначала интересовался эпохой раннего Средневековья и викингов. Искали следы присутствия их на территории обрусевшей Руси. Ездили в археологическую экспедицию в Гнездово — это крупнейший памятник образования древнерусского государства, которое является самым главным захоронением на территории Европы. Проводили раскопки с экспедицией МГУ и Государственного исторического музея.
— В «Реке времени» первый раз участвуете?
— В Бирске первый раз, ребята из клуба здесь были несколько раз. Взял отпуск за свой счет и приехал. Третий день здесь находимся.
В год обычно делаем по два-три выезда, за исключением нынешнего. До событий на Украине участвовали в фестивалях в Германии, Швеции, Венгрии, Чехии. Ребята из исторических клубов и сейчас приглашают, только вот европейские власти нас не пускают.

Как рассказал уфимский историк Рамиль Рахимов, на фестивале они реконструируют быт 7-й роты Уфимского пехотного полка времен войны с Наполеоном.
— Наш полк героически сражался на Бородинском поле, дошел до Парижа. Здесь служили дворяне из Уфы — Дочерниковы, Гладышевы. Мы живем в исторических палатках. Все здесь соответствует той эпохе, включая и посуду: глиняные и деревянные чашки. Мундиры пошиты из сукна, кожи, драпа и никакой современности, — сказал одетый в мундир обер-офицера (капитана) Рамиль Рахимов и отметил, что это первая большая реконструкция в этом году после начала пандемии, а еще в октябре запланирована поездка на такое же мероприятие в Малоярославец.
— Что изменили в обмундировании в последние несколько лет?
— Мы считали, что полки идут по по порядку и у уфимского полка были красные погоны с цифрой 24. Потом нам ребята из московского архива уточнили, что в ту эпоху они шли не по порядка, а по старшинству и уфимский полк шел после Бутырского, а значит должен носить желтые погоны. У нас была информация, согласно которой погоны должны быть красными. Неувязка вышла по датам. Во время войны с Турцией уфимский полк уже носил синие погоны, так как поменялось место. Мы все проверили и потом перешили погоны и эполеты. Это достаточно хлопотливая и дорогая затея.
— А другим клубам подсказали что-нибудь?
— Мы нашли ведомость, согласно которой прояснились кое-какие детали вооружения русской армии. Так, например, в русской армии ружей было мало, их закупали в Англии — «Браун Бесс». Одна часть была трофейных — прусских, другая — шведские, потому что своих тульских не хватало. И был спор, какими ружьями были вооружены в 1812 году. Уфимский полк был вооружен «Браун Бесс». Мы это знали. Сейчас у нас английских ружей нет, мы закупили тульские: они стреляют, а «Браун Бесс» служат у нас в качестве макетов. Есть исторические клубы, которые не знали, какая огнестрельная системы была у них на вооружении. Мы им подсказали. Некоторым помогли с информацией о расположении воинских частей, участии их в сражениях. Так, например, говорили: «Ваш полк участвовал вместе с нашим в таких-то боях». Алексопольский полк был сформирован из части уфимского полка. Одну роту уфимского полка соединили с гарнизоном и появился Алексопольский полк. Сейчас его реконструируют ребята из Самарской области. То же самое с ширванцами. Их полк проходил через Пермь. И если пермяки хотят его воссоздать, то нужен мундир офицера ширванского полка. Эту информацию мы берем в архиве и уже можно ее расписать по территории формирования полков.
— Много военно-исторических клубов воссоздают быт Наполеоновской эпохи?
— Войну 1812 года реконструируют клубы из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Смоленска, Екатеринбурга, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Воронежа, а также два из Уфы и три из Казани. В целом, около двух тысяч человек. Французские войска реконструируют Казань, Смоленск, Москва, Питер. С французскими мундирами проще: сохранились регламенты, написанные Наполеоном офицерам. Французскую форму можно реконструировать вплоть до точных пуговичек. В русской армии многие сведения были утеряны.
Пока длилась беседа, дым на поле брани рассеялся, а реконструкторы, пообщавшись с братьями по оружию, стали постепенно собираться в родные края.

Автор:Шакиев Владимир
Читайте нас: