Все новости
Общество
23 Октября 2019, 17:29

Опасно ли ездить на газовых автобусах в Уфе?

Насколько оправданы опасения и в чем смысл использования газа в качестве топлива?

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Не так давно в одном из уфимских «Нефазов» 51-го маршрута с двигателем на природном газе (метане) произошел инцидент с хлопком газовоздушной смеси, в результате которого пострадали три человека. У двоих были опалены волосы, а третий подвернул ногу при быстром выходе из салона. Это происшествие вновь заставило говорить об опасности газовых автобусов. Для некоторых уфимцев они представляются этакими «бомбами на колесах», которые нужно убрать с городских маршрутов. Насколько оправданы опасения и в чем смысл использования газа в качестве топлива — разбиралась «Электрогазета».
Экономично и экологично
Обладая самыми большими запасами газа в мире, в плане использования газомоторного топлива Россия существенно отстает от многих стран с гораздо худшей сырьевой базой. Так, в Китае на голубом топливе ездит четыре миллиона машин, в Индии и Бразилии — порядка 1,8 миллиона, Италии — 900 тысяч, Аргентине — 2,5 миллиона транспортных единиц. В России насчитывается всего около 100 тысяч газобаллонных автомобилей, что крайне мало для газовой сверхдержавы. Эксперты связывают это с пресловутым нефтяным лобби, не желающим терять доходы от продаж традиционного топлива. Ситуация начала меняться лишь в последние годы, благодаря комплексной господдержке и проблемам с экспортом голубого топлива за рубеж.
Перевод транспорта на газ имеет экологические и экономические аспекты. Газ как автомобильное топливо представлен двумя разновидностями: сжатый природный (метан) и сжиженный углеводородный (пропан-бутановая смесь). Метан наиболее экологически чист, в связи с чем широко используется в бытовых кухонных плитах и водонагревателях, а также на большинстве работающих в Уфе автобусах «Нефаз». Пропан-бутан получают как побочный продукт нефтедобычи, он менее экологичен в сравнении с метаном, хотя и значительно выигрывает в этом плане у других видов топлива.
По сравнению с дизелем и бензином при сгорании метана образуется на 15 процентов меньше оксида углерода, на 70 процентов меньше оксида азота, выбросы бензапирена и не метановых углеводородов снижаются на 90 процентов, а сажи — на 99 процентов. Стоя рядом с газовым автобусом, вы не почувствуете никакого постороннего запаха, в отличие от нередко сильно дымящих и неприятно пахнущих автобусных дизелей. Еще одно важное преимущество метана — цена. На сегодняшний день он примерно втрое дешевле бензина и дизеля и на треть дешевле пропан-бутана. Как показывает практика, при интенсивном использовании газового транспорта расходы на топливо будут меньше в разы, что напрямую влияет на себестоимость перевозок.
Мнимая угроза
Экология и экономика, конечно, важны, но с точки зрения пассажиров наиболее серьезный вопрос — безопасность транспорта. В новостях нередко можно увидеть репортажи о взрывах бытового газа в домах, способных обрушить целые подъезды многоэтажек. Может ли подобное случиться в автобусе? По словам экспертов, такой вероятности практически нет. Для того чтобы произошел взрыв, концентрация газа в воздухе должна достигнуть определенной величины, к примеру, для метана это 5-15 процентов. Квартира с закрытыми окнами имеет внутри очень слабое движение воздуха. При утечках или оставленной включенной газовой плите взрывоопасная концентрация набирается достаточно быстро. В салоне городского автобуса таких условий нет: постоянно открывающиеся двери обеспечивают отличную циркуляцию воздуха. Двигательный отсек также не герметичен и при движении непрерывно продувается воздушным потоком. Кроме того, в метан добавляется специальная присадка для запаха, поэтому почувствовать можно даже небольшую утечку. Случай с 51-м автобусом ярко доказал вышеизложенные аргументы. В моторном отсеке произошел хлопок газовоздушной смеси с выбросом пламени, но собственно возгорания не произошло, поскольку концентрация газа была небольшой.
Если бы «Нефаз» вместо газового имел дизельный или бензиновый двигатель, последствия могли быть куда серьезней. Взрывоопасная концентрация дизтоплива воздухе составляет один-восемь процентов, бензина 1,4-7,4 процента, против 5-15 процентов у метана. И если температура самовоспламенения у природного газа находится на уровне 600 градусов Цельсия, то у бензина — около 300, а у солярки вообще 250. Взрыв газовых баллонов, о чем также нередко можно услышать в новостях, в автобусах практически исключен. Они имеют очень прочный корпус, способный выдерживать большое давление и практически не повреждаются даже в серьезных ДТП. Баллоны с метаном взрываются только после длительного нагрева открытым пламенем, что случается при пожарах в гаражах, частных домах, складах и других местах хранения и постоянного использования баллонов.
Градация рисков
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что транспорт на метане в плане взрыво- и пожароопасности даже более предпочтителен, чем дизельный или бензиновый. Это подтверждают и цифры статистики. В парке «Башавтотранса» насчитывается 193 автобуса на газомоторном топливе, из них более 160 работают в Уфе. И за это время с ними произошел всего один относительно серьезный инцидент.
Как ни странно, в плане пожароопасности наиболее плохо обстоят дела у электротранспорта, где, казалось бы, нет никаких горючих и взрывоопасных веществ. Установленное на борту высоковольтное оборудование при неисправности или плохом контакте начинает сильно греться, а короткое замыкание часто ведет к серьезным пожарам. В Уфе были неоднократные случаи задымлений и пожаров в троллейбусах и трамваях, а в соседней Казани за короткое время из-за технических проблем полностью сгорели сразу два новых трехсекционных трамвайных вагона.
Автор:Красин Николай
Читайте нас: