Географ, почетный краевед, заслуженный учитель РФ и РБ, член Русского географического общества, автор многих книг Вадим Марушин рассказывает об истории и географии Уфы и Башкирии.
— География как наука возникла давно. Испокон веков люди хотели узнать — что находится рядом. Узнав, они делились информацией с соплеменниками, так собирались сведения о ближайшей территории. Со временем появилась наука о нашей планете, о её многообразии, климате — география.
В настоящее время география является обязательным школьным предметом, но ей не уделяется должного внимания, как было прежде. Раньше, чтобы заинтересовать детей географией, по телевидению шли специальные научно-популярные программы, которые можно было включать во время урока. Это давало плоды — многие ребята уходили в науку, посвящали себя географии или каким-то её разделам — геологии, геофизике, геодезии. Они учились на примерах успешных ученых.
Со многими такими учеными я был знаком. Например, с Варварой Львовной Якимович. Это доктор геолого-минералогических наук, профессор. Она родилась в Варшаве, с девяти лет жила в Оренбурге, потом приехала в Башкирию и занималась здесь поисками месторождений угля. И именно благодаря её научным разработкам в Башкирии разведаны буроугольные месторождения, за что ей была присуждена Сталинская премия.
Или взять другого известного ученого — это мой преподаватель, Георгий Васильевич Вахрушев, тоже доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик, первый председатель Президиума Башкирского филиала Академии наук СССР. Он первооткрыватель месторождения верхнедевонских горючих сланцев и углей в Западной Башкирии. Он впервые провел исследования термических явлений на горе Янгантау. Однако мне как краеведу обидно, что на родине Вахрушева, в Гафурийском районе РБ, нет даже улицы его имени.
У географов и краеведов очень интересная работа. В 1964 году, при проведении всесоюзного сбора по подготовке инструкторов сложных походов мы с моим другом — писателем Леонидом Лушниковым — нашли точное местонахождение водопада Атыш, который сейчас стал местом паломничества для отдыхающих.
Это интереснейший экскурсионный объект, памятник природы, подобного которому нет на всем Урале. Потом я нашел возле водопада пещеру с черепами пещерных медведей. Это единственная такая сохранившаяся на Урале на тот момент пещера (сейчас она разграблена).
В процессе научного мониторинга, который мы проводили со школьниками, я предположил, что в горе Яшкузташ, на которой расположен водопад Атыш, находится озеро-накопитель.
И только в начале 2000-х годов мои товарищи — дайверы-спелеологи — проникли через мощный поток водопада в пещеру и подтвердили мои предположения — внутри действительно есть озеро.
Я коренной уфимец. Мои предки жили здесь более 200 лет. И я знаю, что Уфа располагается на семи холмах. А это то же самое, что Москва, Киев, Константинополь, София и другие города мира, стоящие на семи холмах. И у меня вышла целая серия книг, объединенных одним названием — «Уфимское семигорье». Это интереснейшие краеведческие записки, составленные не только по моим исследованиям, но и по воспоминаниям многих коренных жителей Уфы.
В нашем городе пять рек: Белая, Уфимка, Сутолока, Дема и Шугуровка. И самая главная не Уфимка, не Белая, а Сутолока, истоки которой находятся примерно там, где сейчас новый торговый комплекс «Планета». Сутолока в свое время служила источником питьевой воды для горожан. Она подпитывалась большим количеством родников, особенно много их было в районе так называемого 40-го завода. Оттуда водовозы возили воду в бочках туда, где сейчас находится Гостиный двор. Эта вода была очень чистая. В других реках вода была известняковая.
Историю своей родины надо знать. Кто помнит, как назывался нынешний проспект Октября? Первое его название — проспект Маяковского. Когда я сказал, что Владимир Маяковский в 20-х годах XX века был в Уфе, мне не поверили. Но потом нашли в архивах информацию о том, что Маяковский действительно был в Уфе, был знаком с Зайнаб Биишевой. Его позвал сюда друг — Давид Бурлюк, живший в то время в Иглино, и Маяковский пробыл в Уфе около недели.
Уфа удивительна. Это первый построенный на Урале город. Он старше, чем Екатеринбург, чем Челябинск, чем Орск и другие города. Его значение для охраны рубежей России очень и очень большое. Основателем Уфы был князь Иван Нагой. Он в один день, как принято было на Руси, построил Троицкую церковь на холме, где находится сейчас Монумент Дружбы.
Я — житель Архиерейки, Труниловской слободы. Мои родители купили дом у художника Василия Сыромятникова, там мы и жили. А по соседству жил Назар Наджми, с которым мы много общались. В Уфе остались две самые старые улицы — Посадская — там, где Монумент Дружбы, и Волновая. На Волновой сейчас остался один дом, это дом художника Александра Тюлькина. С ним я тоже лично был знаком, много раз бывал у него, он жил через два дома от нас. На этой же улице жил мастер спорта по фигурному катанию, член сборной Советского Союза Иван Митрущенков. Улица Волновая упиралась одним концом в Труниловский овраг, а другим — в улицу Красноармейскую, где жил ученый Дмитрий Ожиганов, первым получивший в Башкирии звание доктора геолого-минералогических наук. Там вообще жило множество людей, которыми славна наша республика, наш город.
Например, я начинал танцевать вместе с еще одним жителем старой Уфы — Рудольфом Нуреевым. Потом я ушел в музыку, занимался у прекрасного педагога, бывшего главного дирижера оперного театра Николая Вуколова. Это было начало 50-х годов прошлого века. Николай Константинович приглашал нас, мальчишек, к себе, угощал чаем, рассказывал о музыке, о поэтах, об операх, солистах и давал нам контрамарки на посещение оперного театра. И мы с Нуреевым сидели на галерке и слушали оперы.
Хочу еще раз сказать читателям — надо знать свой край, свою малую родину, помнить её историю, уметь её беречь и защищать.