Все новости
Туризм
25 Февраля 2014, 18:43

Уфимец прошёл 400 километров на лыжах под парусом

Уфимский турист отправился в путешествие на лыжах под кайтом по замерзшей зимней Оби и в одиночку прошёл по ней более 400 километров.

Фото предоставлено Алексеем Ерастовым.
Фото предоставлено Алексеем Ерастовым.
Алексей Ерастов — кайтер. Если вам незнакомо это слово, ничего страшного. Мне тоже были незнакомы понятия «кайтинг» и «кайтер», пока я не посмотрела фильм, созданный Алексеем, и не почитала его отчет о кайт-походе по реке Обь.
Кайт — это большой воздушный змей. Для упрощения объяснений его иногда называют парусом и даже парашютом. С его помощью экстремалы ловят ветер и пытаются подчинить его себе. Какой русский не любит быстрой езды?! Лыжи, кайт, снежные просторы, ветер, скорость и новые впечатления — Алексея привлекает именно это. Поэтому он отправился в путешествие на лыжах под кайтом по замерзшей зимней Оби и в одиночку прошёл по ней более 400  километров. Ночевал в палатке на снегу, днём ловил ветер и мчался вперёд.
Подобный экстремальный туризм — нечастое явление для Башкирии. И самое главное — оно не осталось незамеченным. Алексей, кроме того, что увлечённый турист, ещё и талантливый сценарист, режиссёр и писатель. И он стал победителем республиканского фестиваля «Туристские хроники» сразу в двух номинациях — публикация и фильм о походе. Не буду заниматься неблагодарным делом — пересказывать то, что он написал и снял о своём походе. Вы сами можете прочитать его отчёт и посмотреть фильм.
И смею вас уверить, не пожалеете.
А я побеседовала с Алексеем, чтобы подробнее узнать, что заставило его отправиться в рискованное путешествие по заснеженным сибирским просторам, и что его привлекает в этом экстремальном виде туризма.
— Чем вы занимаетесь в свободное от кайтинга время?
— Я работаю в институте органической химии. В прошлом году защитил кандидатскую диссертацию. Кайтингом занимаюсь четвертый год. До этого были другие виды туризма — лыжный, велосипедный и пешеходный. Ходил в походы по Южному Уралу, по Алтаю, по Хибинам. А потом от друзей-туристов услышал о том, что можно с помощью паруса ехать на большие расстояния. Набрал в интернете слово «кайтинг» и узнал, что в Уфе есть команда кайтеров. Взял в школе кайтинга три урока и купил недорогой кайт за четыре тысячи рублей. Стал кататься самостоятельно.
— Много ли в Уфе кайтеров?
— Их у нас десятки человек. Но у них несколько другой формат катания. Им интересна техническая часть — прыжки, полёты, трюки. Они выезжают на машинах на небольшую полянку недалеко от города, покатаются немного и возвращаются обратно. Их не привлекают путешествия. А мне интересны новые места, новые впечатления.
— Почему Обь?
— Этот маршрут дважды пытался пройти известный кайтер Сергей Прощенко, оба раза у него это не очень получилось, но понравилось. И я пошёл по уже протропленной лыжне. В будущем планирую ходить под кайтом на более серьёзные маршруты, поэтому решил сходить на Обь, как в тренировочный поход. На реках, расположенных ближе к Уфе, никогда не будет хорошего, ровного ветра. Они окружены возвышенностями, и из-за рельефа ветер не будет ровно парить по руслу. А на Оби гораздо меньше рельефа. Идти по Оби было не очень сложно и не очень опасно, потому что были возможности аварийно завершить маршрут, выбраться в цивилизацию — по берегам встречались населенные пункты.
— Много ли денег уходит на занятия кайтингом?
— В первую очередь, это очень большая стоимость снаряжения. Комплект из двух кайтов — большого и маленького — стоит 80 тысяч рублей. Кроме этого нужны лыжи, у меня горные лыжи для внетрассового катания — фрирайдные — длинные и широкие. Они стоят около 10 тысяч. К ним ботинки. Ну и прочее походное снаряжение. Конечно, это всё приобретается постепенно, не за один раз. Рюкзаки у меня уже были. Санки были самодельные, мне почти ничего не стоило их изготовить.
— Какая основная сложность была в походе?
— Плохой ветер. Для кайтера недостаточно просто наличия ветра, ему нужно, чтобы ветер был ровный, тогда можно ехать легко и комфортно. А когда ветер «дёрганный», тебя то разгоняет, то останавливает, кайт запутывается, падает. Это можно сравнить с ездой по очень плохой и разбитой дороге.
— Сколько видеокамер было в походе?
— Две. Один зеркальный фотоаппарат с функцией видеосъемки и экстрим-камера. Фотоаппаратом я снимал с рук и со штатива. Экстрим-камера — это небольшая коробочка весом граммов 150, она не боится воды и ударов. Её я старался закрепить на санки, на купол или на ногу. Но у неё не очень высокое качество изображения. И когда её закрепляешь на купол, невозможно добиться того, чтобы она вела съёмку в нужном направлении.
— Долго ли вы писали материал по походным заметкам после похода по Оби? И долго ли делали фильм?
— Материал писал неделю. А фильмом занимался месяца три, правда, не очень активно. Нужно было что-то доснимать, доделывать. Технически фильм гораздо сложнее делать.
— Вы раньше делали фильмы?
— Да, их всего три. Первый фильм про комбинированный поход — автостопом и пешком — на трансполярную железную дорогу, которую начали строить в довоенное время, а потом стройку забросили. Но до сих пор в тундре остались старые рельсы, бараки, в которых жили заключенные, строившие дорогу. Дорогу должны были построить от Салехарда через Надым и Новый Уренгой до Норильска. Сейчас действует только участок от Надыма до Нового Уренгоя.
Второй фильм про велопоход в 1100 километров по Башкирии.
Но мои старые фильмы мне не нравятся. Каждый следующий получается лучше, и старые поэтому мне не хочется смотреть.
— Вы всегда путешествуете в одиночестве?
— Нет, не всегда, но часто. Когда путешествуешь один, нужно рассчитывать только свои силы. И получается пройти гораздо больше, увидеть что-то интересное. А в команде бывают разногласия или технические неполадки. К тому же, у всех разные представления о том, как надо ходить в походы, что интересно, а что — нет. И темп разный. Мне, например, нравится ехать не быстро, но долго. Я могу ехать полдня без остановки, а кому-то нужно постоянно отдыхать.
— Какие у вас дальнейшие планы?
— Сейчас я думаю про маршрут по Ямалу. Это уже тундра, Заполярье. Там очень малонаселенная местность, практически нет сотовой связи. И даже если там удастся добраться до людей, то это ещё не значит, что удалось выбраться в цивилизацию. Всё это я затеваю, потому что мне нравится северная природа, нетронутая красота. Солнце на Ямале всегда стоит низко над горизонтом, освещение, как на рассвете или закате, и во время фото- и видеосъемок получаются неповторимые оттенки. А кайт — это всего лишь способ передвижения. 
Автор:Сюткина Евгения Константиновна
Читайте нас: