Все новости
Общество
3 Июня 2012, 14:13

Рафаиль Гибадуллин: «Омбудсмен – это, прежде всего, переговорщик»

"ОЭГ" публикует продолжение интервью с уполномоченным по правам предпринимателей Рафаилем Гибадуллиным.

Фото автора.
Фото автора.

Уполномоченный по правам предпринимателей Рафаиль Гибадуллин считает, что сегодня ситуация по отношению к предпринимательскому сообществу в стране может кардинально измениться в лучшую сторону. Во всяком случае, голос предпринимательского сообщества уже слышат и во властных структурах. Но многое здесь зависит и от самих предпринимателей,- уверен омбудсмен, от его активности, смелости, напора и умения отстаивать сою позицию и защищать свои права.

Мы публикуем продолжение интервью с Рафаилем Вагитовичем. Первая часть - здесь.

- Какие первые шаги вы собираетесь предпринять в новом статусе?

- Во-первых, надо привлечь толковых, грамотных профессионалов, готовых не за страх, а за совесть работать ради этой идеи – поддержать бизнес-сообщество. Нужны профессионалы в юриспруденции, в финансово-экономической части, в IT-технологиях, в журналистике. Нужны такие люди, которые имеют опыт работы в бизнесе и душой бы чувствовали тонкий нерв проблем…

- И все же, чем отличается институт омбудсменства от деятельности общественных структур?

- Повторю еще раз: это государственная структура, которой даны определенные права, реализующие полномочия президента республики по защите конституционных прав на свободный труд. Право на труд должно не только защищаться, но и сопровождаться созданием определенных условий и возможностей для этого. Человек должен иметь возможность трудиться свободно, продуктивно, эффективно. Если это происходит, то он сам себе создает микромир. Если тысячи людей начнут жить в своем прекрасном микромире, то, в конце концов, общество создаст свой прекрасный макромир…

- То есть институт уполномоченных по защите прав предпринимателей предполагает создание какого-то нового уровня – уровня принятия решений и изменения ситуации в целом?

Насколько мне известно, у нас в республике один из самых больных вопросов – выделение земли под предпринимательскую деятельность, что тормозит и развитие инвестиционных процессов. Другая большая проблема – отсутствие четких прозрачных регламентов деятельности государственных структур в области предпринимательства.

- На самом деле существует целое море и других проблем, связанных с предпринимательской деятельностью и не только у нас в республике, но и в стране в целом. Можно ли, на ваш взгляд, здесь что-то изменить реально?

- В теории управления существует определенная парадигма. Первое: для того, чтобы принять решение, надо сначала разобраться в причинах. Затем необходимо определить цель. А далее – принимать решение: что делать? Основное в управлении – принять правильное решение. Для этого должна быть хорошая аналитика. Для этого надо понять, что происходит и увидеть цель, которой мы хотим добиться. Мы хотим видеть хорошо живущий, благоденствующий и довольный народ. Это программа-максимум.

Для того, чтобы достигнуть этой цели, необходимо понять, что же мешает созданию нормального бизнес-климата в стране.

Есть определенный правовой нигилизм у людей и определенное правовое бескультурье. Низка культура предпринимателей. И мы должны научить их культуре бизнеса и социальной ответственности. Предприниматель должен быть добросовестным налогоплательщиком, должен соблюдать экологические законы, создавать коллектив и платить вовремя заработную плату. А для того, чтобы он все это делал, государство должно быть регулятором бизнес-процессов. Нужно создавать такие механизмы, которые не давали бы предпринимателям нарушать законы и в то же время способствовали бы развитию предпринимательской деятельности. Это такая двуединая задача. Отсюда следуют и другие задачи: и более оперативное прохождение бизнес-проектов через государственные органы, и уменьшение и прозрачность отчетности, и более упрощенная аренда помещений для предпринимателей, и возможность льготного кредитования и многое другое. Надо создавать такие проекты, в том числе и социальные, чтобы государство гарантировало привлечение средств под бизнес, а бизнес бы гарантировал целевое и правильное использование этих средств.

В Указах Президента  России, четко говорится о том, что необходимо снимать все препоны на пути развития бизнеса. Именно этим и призван заниматься институт уполномоченных по защите прав предпринимателей, который сейчас создается в стране!

- И все-таки не могу не задать самый главный вопрос, прежде всего волнующих многих предпринимателей: каковы конкретно права и полномочия омбудсмена? Кто и по какому вопросу может к вам обратиться?

- Любой предприниматель имеет право обратиться к уполномоченному по тем или иным вопросам, касающимся его деятельности. В то же время, я понимаю, что это определенный объем работы. В республике у нас 250 тысяч предпринимателей, если не считать тех, кто занимается личным подсобным хозяйством. Это еще около 400 тысяч человек. И каждый имеет право обратиться, быть выслушанным, получить ответ.

Но, чтобы не потерять основное зерно этой работы, я ставлю перед собой одну из основных задач – выяснение первопричин тех или иных обращений и их систематизацию. Необходимо также, на мой взгляд, выяснить наиболее существенные первопричины и устранить сбои. Именно такую задачу ставит Президент Башкортостана Рустэм Хамитов.

Существует несколько уровней административных барьеров. Это барьеры федерального, республиканского и муниципального уровней. Я считаю, что муниципальные барьеры можно устранить достаточно легко и без больших издержек. Что касается республиканских барьеров, то на законодательном уровне омбудсмен имеет право работать с Госсобранием-Курултаем РБ. Уполномоченному дано право выходить с предложениями по изменению законодательства на республиканском уровне, по внесению изменений в федеральное законодательство, если оно противоречит признанным принципам и нормам. Омбудсмен может также обращаться в государственные органы и в органы самоуправления по внесению изменений в законодательные и муниципально-правовые акты. Для этого создана законодательная база.

Такой огромный пласт работы, конечно, не поднять без соответствующей структуры, которая сегодня создается. Но главное – не поднять без опоры на общественные организации предпринимателей, которые пока не реализуют тех возможностей, которые в них заложены. Более того, они разрознены, у них нет единой площадки. Они не взаимодействуют между собой.

Опора на эти общественные объединения и может стать той площадкой, где мы сможем активно влиять на процессы в обществе.

Для этого есть все основания. Уже в Указах Президента России сказано, что ни один нормотворческий документ не может быть принят без согласования с предпринимательским сообществом. А как согласовывать? В республике 40 различных общественных объединений, ассоциаций, фондов предпринимательских. Переговорная площадка, созданная при омбудсмене, может помочь в этом.

Нам пора перейти от констатации фактов нарушений прав предпринимателей и «плача Ярославны» по каждому случаю к систематизации и устранению причин, которые вызывают недовольство предпринимательского сообщества.

- А каким образом перейти от «плача» к действию?

- На основе статистики поступающих обращений, путем анализа тех обращений, которые будет генерировать предпринимательское сообщество и путем совместной выработки решений по развитию предпринимательства и устранению барьеров. То есть алгоритм таков: увидеть проблему, понять, как ее решать, решить.

Кто-то называет уполномоченного по защите прав предпринимателей адвокатом. Я так не считаю. Омбудсмен, скорее, переговорщик, который строит мост и надежный канал связи между властью и предпринимательским сообществом.

Автор:Гафурова Светлана
Читайте нас: