Все новости
Общество
3 Января , 09:00

Игрушки с лампового завода и дефицитный майонез — как Уфа праздновала Новый год во времена СССР

Первые городские елки, мандарины, дефицитный майонез и открытки почтой. Краевед Анатолий Чечуха вспоминает, как уфимцы праздновали Новый год полвека назад, и какие традиции были безвозвратно утеряны.

Елены Колоколовой.  «Общественная электронная газета».
Фото: Елены Колоколовой. / «Общественная электронная газета».

«Электрогазете» краевед Анатолий Чечуха рассказал, как город готовился к главной ночи, где уфимцы гуляли, что ставили на новогодний стол и о чем мечтали.

«Народ собирался на площади»

— Анатолий Львович, с чего в Уфе началась традиция публичных новогодних гуляний?

— В этом году исполняется 70 лет с тех пор, как на Советской площади установили первую городскую елку. И почти в то же время начали ставить елку на площади Орджоникидзе. Это было целым событием! До этого елки украшали во дворах, в Театральном сквере. А тут образовывался настоящий центр праздника. Народ собирался массово. Помню, как мы пару раз встречали Новый год прямо на площади. Была такая веселая, холодная, по-настоящему народная традиция.

Елены Колоколовой.  «Общественная электронная газета».
Фото: Елены Колоколовой. / «Общественная электронная газета».

«Каждый год покупали что-то новое»

— Как семьи готовились к празднику?

— Центром вселенной в декабре становились магазины «Детский мир» и Центральный универмаг. Обязательный ритуал — покупка новых елочных игрушек. Каждый год брали что-то небольшое, на что денег хватит. Помню цены: стеклянная штампованная игрушка с уфимского лампового завода — рыбка или космонавт — стоила 8-10 копеек. Пенопластовая — уже 15. Но главным чудом была витрина «Детского мира», где устанавливали даже игрушечную железную дорогу. Это завораживало.

— У вас, наверное, собрана целая коллекция новогодних игрушек?

— Собралось немало, но назвать их коллекцией сложно, скорее, собрание — то, что осталось с детства и что удалось найти позже. Самые ценные для меня — с моей первой елки 1958 года. Они уже потертые, некоторые пришлось обновлять — находить точно такие же на аукционах. Советские стеклянные игрушки были очень хрупкими, легко бились, поэтому сохранилось не так много. Были и небьющиеся фигурки из папье-маше. Помню танцовщиц в бумажных платьицах, снежинки с блестками. Их тоже, к сожалению, почти не осталось. При переезде куда-то делись. Из сюжетных игрушек были популярны «хрущевская» кукуруза, девочка с ягненком, Дед Мороз, Филиппок в большой шапке.

— Какую елку предпочитаете: искусственную или натуральную?

— Для меня Новый год — это запахи: ель, мандарины и настоящий вкусно пахнущий шоколад. Поэтому елку покупаю всегда настоящую.

Елены Колоколовой.  «Общественная электронная газета».
Фото: Елены Колоколовой. / «Общественная электронная газета».

«Мандарины были дефицитом»

— Что было обязательным на новогоднем столе?

— Классический набор: шампанское (чаще полусладкое), салаты «Оливье» с докторской колбасой, «Сельдь под шубой». Но главные герои — мандарины! В свободной продаже их не было, настоящий дефицит. Их «выбрасывали» на прилавки магазинов к празднику, и за ними выстраивались очереди. Таким же дефицитом был майонез. Помню, как гостил у родственников в Ленинграде и попросил на завтрак вареное яйцо, а мне к нему дали майонез. Я тогда очень удивился, что его можно было просто купить. Для ленинградцев это был обычный продукт, а для нас — почти роскошь, которую «доставали» к празднику.

— А что дарили детям?

— Лучший подарок для ребенка — набор конфет! Их можно было получить в детском саду, школе, на елке во Дворце спорта, родители приносили с работы. С сестрой и братом высыпали все свои конфеты из подарков и смотрели, у кого что есть. А потом начинались обмены: это я люблю, это не очень. Вот такие процедуры новогодние были. Особенно помню конфеты «Курортные» уфимской шоколадной фабрики, их фантики стали коллекционной редкостью. Мандарины тоже клали в подарки, как без них? А еще у нас в семье была прекрасная традиция — фотографировать детей под елкой каждый Новый год. Ее завел мой отец, и я продолжаю фотографировать своих детей. И обязательно печатаю снимки, чтобы была наглядная семейная летопись. Эти снимки греют душу.

Елены Колоколовой.  «Общественная электронная газета».
Фото: Елены Колоколовой. / «Общественная электронная газета».

«В окнах горели гирлянды»

— Чем, на ваш взгляд, отличается атмосфера советского Нового года от нынешней?

— Ощущением всеобщего праздника. Раньше в декабре едешь вечером через весь город в нефтяной институт, и в двух третях окон видны огоньки елочных гирлянд. Сейчас окна чаще темные, елок почти не видно. Тогда, конечно, намного больше детей было. Исчезла и культура новогодних открыток. Их рассылали и получали десятками, это был целый ритуал. Сейчас все свелось к сообщениям в мессенджерах. И, как ни странно, ушла локальность. Куда делись наши уфимские конфеты, своя, родная сладкая продукция?

— Где вы любили проводить зимние каникулы в детстве?

— Главная горка была на склоне у Монумента Дружбы. Спуск — дух захватывает! Раньше там свободно было — ни дорог, ни машин. Летишь на санках, радости — полные штаны. Сейчас кататься там опасно и запрещено. А еще помню, как мы с отцом ходили на лыжах по замерзшей реке Белой. От Монумента Дружбы до железнодорожного моста и обратно — там всегда была накатанная лыжня, народу много. Вечером было светло от света фонарей.

Елены Колоколовой.  «Общественная электронная газета».
Фото: Елены Колоколовой. / «Общественная электронная газета».

«Берегите семейные традиции»

— Что бы вы пожелали уфимцам в Новый год?

— Помнить, что Новый год — это не только 31 декабря. Впереди еще Рождество (7 января) и Старый Новый год (14 января) — прекрасный повод продлить волшебство. Больше живого общения, семейных архивов, своих маленьких традиций. И пусть каждый встретит этот праздник еще много-много раз. Счастья, здоровья и берегите свои семейные традиции — это самое ценное, что у нас есть.

Автор: Елена Колоколова
Читайте нас