Энергичности и желанию творить мастерицы Гульсины Никитиной из Октябрьского можно позавидовать. Она готова сходу осваивать новые техники, изготавливать вещи, за которые ранее не бралась.
Несколько лет назад Гульсина Агляевна впервые взяла в руки кисть. Одного мазка по стеклянной банке было достаточно, чтобы погрузиться в волшебный мир искусства. Она не подозревала, что желание сделать из баночек из-под крема светильник сможет сильно изменить ее жизнь и через несколько лет ее работы обретут своих хозяев в США, Объединенных Арабских Эмиратах и в Болгарии.
— Тактильное ощущение, соединение краски со стеклом меня так впечатлило, так увлекло, что, не имея художественного образования, начав с одного мазка, через восемь месяцев я сделала в краеведческом музее персональную выставку. По специальности я инженер-механик. Всю жизнь проработала со станками, — рассказала «Электрогазете» Гульсина Никитина и добавила, что с росписи банок перешла на блюда, стаканы, бутылки. На них изображала цветы, деревья, маски, лица и даже лошадей.
— Я не могла это держать дома, хотела показать людям, — вспомнила, как шла к первой своей выставке, умелица. — У меня целая витрина была посвящена японской теме. Один поэт из нашего города спросил меня: «Вы бывали в Японии?» Говорю: «Нет». Он сказал: «Поразила философская подача изображений. Сложилось впечатление, как будто вы долго жили в стране восходящего солнца, знаете традиции, быт японского народа. Удивительное чувство темы». Конечно, раньше я видела картины, фильмы и читала японские стихи, но, когда работала, никуда не смотрела. Все шло изнутри. Меня впечатлило и вдохновило, что мои работы высоко оценили люди, имеющие художественное образование, опыт, профессиональные навыки. Поняла, что я многое могу, пусть я и не художник.
Как призналась Гульсина Агляевна, с первой выставки почти всё раскупили. Менее чем через полгода состоялась вторая выставка, посвященная Новому году. На ней были представлены работы с росписью на стекле. Вскоре мастерица переключилась на новое направление — свит-дизайн.
— Когда из гофрированной бумаги делают цветы, а внутрь букета кладут конфеты, это называется свит-дизайном. Началось с того, что как-то раз зашла к коллегам и увидела, что они что-то делают из этой бумаги. Мне достался малюсенький кусочек. Я растянула его, и мне понравились его свойства. Увлекло. Делала букеты в корзинах из бумаги для близких и знакомых. Работала день и ночь. Один за другим следовали праздники — Новый год, Рождество, 23 февраля, 8 марта, Пасха. Занятие приносило эмоциональное удовольствие, наверное, вышло то, что накопилось, пока работала с железом. И, конечно, это была хорошая материальная поддержка. Тогда был пик популярности свит-дизайна. И я попала, что называется, в струю. Я занималась этим четыре года. Потом мое увлечение превратилось в каторжную работу. Посыпался поток заказов. На 8 марта заказывали по 50 корзин с цветами. Я просто «выгорела».
— Как в себя пришли? Что помогло преодолеть это состояние?
— Я пришла к знакомой, а у нее стояла в квартире этажерка — ободранная, полуразвалившаяся, которой, оказалось, более 100 лет. Я предложила ей отреставрировать этажерку, хотя опыта было ноль. Я разобрала ее, очистила, ошкурила, обезжирила, покрыла грунтом, краской, воском. Когда принесла этажерку, знакомая плакала, не могла поверить. Я спросила: «Что еще отремонтировать?» Взялась переделать подставку под цветы. С этого времени полюбила дерево. Потом приводила в порядок стулья, шкаф и другие вещи. Затем стала изготавливать деревянные подсвечники из балясин, подставки для птиц.
С изготовлением маленьких домиков (пять на восемь сантиметров) из фанеры и дерева интересная история вышла. Я расписывала их вручную. И все, кто купил домики или кому я подарила, улучшили жилищные условия. У меня в поезде девушка домик приобрела, она взяла мой номер телефона, чтобы еще заказать. Через полгода написала мне смску, что купила квартиру, хотя до этого долго не могла приобрести жилье. Кто-то из покупателей обменял квартиру, кто-то — расширил, другие взяли в ипотеку. Даже были разводы в семье, но все закончилось хорошим обменом.
Вскоре семейные обстоятельства выбили из колеи. На помощь пришло творчество. Оно всегда меня выручало, только за счет него поднималась. В трудные моменты жизни писала стихи, расписывала стекло, занималась свит-дизайном, изготавливала изделия из дерева.
В 2022 году у дочери Анны были тяжелые роды, я приехала к ней в Санкт-Петербург, полгода сидела с внучкой. И когда вернулась в Октябрьский, подруге сказала: «Я хочу персональную выставку». Какую? Наверное, пэчворк. Подруга ответила: «Ты же в этой технике никогда не работала». Значит, научусь и выставлю свои новые изделия. Этот был февраль 2023 года. Опять уехала в Питер на месяц. Когда вернулась, сделала в технике пэтчворк какую-то примитивную вещь и была так рада. Как интересно, оказывается, из маленьких лоскутов делать какие-то вещи! С отъездами до выставки у меня осталось полгода. Шила день и ночь, на ходу изучала, как правильно делать.
Через полгода я открыла в музее в Октябрьском персональную выставку. Это было в декабре 2023 года.
— Мастер-классы, наверное, покупали?
— Нет. Всё самостоятельно. С Божией помощью, конечно. Научилась вручную стежку сделать. Делала без эскиза, образ у меня в голове рождался.
— Куда ваши изделия отправились за пределы города?
— Я делала новогодние игрушки из ткани, покрытой кружевами. Кружева были расшиты искусственным жемчугом. Потом стала добавлять бисер, стеклярус. Сначала покупали в городе. Первый комплект игрушек ушел в Когалым, потом в Санкт-Петербург, Москву, затем в Хьюстон. Еще по одному комплекту увезли в Объединенные Арабские Эмираты и в Болгарию. С севера много заказов поступало — из Лангепаса, Сургута, Когалыма, города Радужный. В основном, списывались в соцсетях.
— Что хотели бы оставить себе на память?
— Некоторые вещи с миниатюрной вышивкой не хотела бы продавать. Я не уверена, что их повторю.
У меня две дочери — Анна и Анастасия. Я подарила им наборы елочных игрушек. При их изготовлении использовались ткань, мулине, лён, бисер. Каждый год дочери вешают эти игрушки на елку.
Когда деревом занималась, для внучек сделала кукольные детские кроватки. Изготовила стеганные матрацы, одеяла, пододеяльники, простыни, перьевые подушки, наволочки, покрывала, пледы.
— Дочери пошли по вашим стопам?
— Нет. Они пока ничем таким не занимаются. Я шить начала с пятого класса, как могла. В 1990-е годы, когда нам выдавали зарплату галошами и колготками, а детям нужно было купить учебники, я ради денег шила свадебные и юбилейные наряды для женщин. Надо было детей растить, кормить.
— Любимая игрушка есть?
— Зеленая курица. Она сделана из льна, пропитана клеем и расписана вручную акриловыми красками. Я ее очень люблю и не хочу расставаться, и она не продается. Выставляю на продажу, но она не уходит никогда.
Гульсина Никитина сказала, что хотела бы продолжить работать в технике пэчворк, делать квилты и изготавливать масштабные работы.
— Хочу сделать одежду из старых джинсов. Сумки из них быстро «улетали». Изготавливала украшения, использовала все — боковые швы, шлевки, карманы, бирки. Из шлевок изготовила украшения. Красиво получилось.
Вообще, интересно работать с джинсовой тканью. Одежда из нее всегда в тренде. Теперь хочу сделать джинсовую куртку и повысить свой уровень. Мне нужно это для самой себя — подняться на ступень выше. Пришло понимание, что после 60 лет мне можно все — и не только в творчестве, но и в жизни. Захотела персональную выставку — сделала. Чувствую в себе потенциал.
— Что вас вдохновляет? Откуда силы черпаете?
— Сделала что-то и вижу, что получилось классно. Мое совершенствование меня и поддерживает. Ещё фестивали мастеров подогревают интерес, и хочется сделать что-то еще и еще лучше. Понимаешь, что твои возможности намного шире, чем до этого казалось.
— На выставке «Уфа-Ладья. Арт. Ремесла. Сувениры» взяли себе что-то на заметку?
— Я обнималась здесь с мастерами. Люди делают такие удивительные вещи! Когда вижу уровень, мастерство, вижу, как они «горят» своим любимым делом, смотрю на себя и говорю: «Гульсина, давай, вперед!».
— Что больше всего поразило? На что обратили внимание?
— Встретила Асию Сулеймановну Гайнуллину из Сибая с войлочными покрывалами. Ей почти 70 лет. Она настолько горит своим делом, что вместо того, чтобы тратить деньги на своё здоровье, она покупает у нумизматов старинные монеты и делает с ними башкирские нагрудники. Я целовала ей руки. Я благодарна ей, что она выставила свои изделия. У ней есть украшение, которое стоит 500 тысяч рублей. Я спрашиваю ее: «Кто-нибудь купит?» Она отвечает: «Нет». Асия Сулеймановна делает вещь, хотя знает, что ее никто не купит. Она выписывает из Канады бусины из коралла, нумизматам платит огромные деньги за монеты, чтобы смастерить уникальные изделия. У нее дорожные шали, как в кино. Такие шали делали в XIX веке.
Я обнимала женщину, выставляющую елочные игрушки из ваты. Утонченная работа!
Я встала в стороне, смотрю на мастеров и говорю: «Господи, благодарю тебя за то, что ты дал мне возможность увидеть все это, любоваться, наслаждаться этим и учиться». Я благодарна Аллаху. Я столько обняла людей, я стольким людям благодарна за их труд, творчество. Пусть я не на таком уровне, как они, но я понимаю, что мне есть, куда расти.