Уфимка Надежда Южакова оставила работу экономиста на крупном предприятии ради любимого дела. Она мастерит изделия из керамики. Некоторые из них обрели хозяев в США, в Австралии, в Израиле.
Ее муж, Сергей Южаков, делает изделия из дерева и помогает в оформлении.
В преддверии 8 марта на Поволжской ярмарке ремесел и сувениров чета Южаковых пригласила гостей выставки в завораживающий мир керамики.
Мастерица Надежда Южакова рассказала «Электрогазете», что в 2018 году осуществила мечту: ушла с завода и занялась любимым делом.
Она любит изготавливать из керамики рыбок. В их коллекции много разных фигурок, в том числе животных, птиц, а также овощей, растений.
– Мои рыбки – все женщины. Они имеют имя. Имя подбирала под цвет камня. У каждого имени есть свой камень и свой цвет. Серебристо-зеленую рыбку назвала Александра, нефритовая – Лора, серая – Валентина, красная – Татьяна. Нурию (богиня огня), красного цвета, забрали, – поделилась Надежда Владимировна и отметила, что в преддверии 8 марта на выставке представила 30 рыбок. На прошлой выставке было 20.
Когда работаю над рыбкой, придумываю имя и начинаю с ней разговаривать. Процесс долгий: занимает два месяца. На подготовительном этапе ищу форму, эскизы, делаю макеты, которые переношу на глину, определяюсь с цветом. На это уходит недели две-три. Потом еще два месяца делаю рыбу: сушу глину, промываю ее, обжигаю, крашу, снова обжигаю. Возможно, еще третий раз придется обжигать глину, если что-то не нравится, хочется исправить. Бывает, что краска растекается, например, глаза у рыбки. Поэтому сразу можно определить, что изделие не фабричное, а ручной работы. Последний этап – золочение.
Параллельно леплю несколько рыбок. Цех лепки отдельно, цех покраски отдельно. Также специальное помещение предусмотрено для обжига. В покрасочном цехе должна быть чистота идеальная: без единой пылинки.
– Специальное образование получили?
– Академию керамики окончила в Санкт-Петербурге. Живописи обучалась у частного художника.
– Какие изделия были первыми?
– Тарелки, панно, веточки, украшенные цветками. Потом стала рыбок делать. Их очень люблю. Муж – рыбак. Он проверяет все эскизы, кое-что подправляет, говорит, что у рыб так не бывает. У нас есть и правдоподобные рыбы, но в основном стилизованные. В их числе – щука, окунь, подлещик, лещ.
– Часто рыб покупают?
– Окуня уже забрали. Вчера молодая девушка купила щуку круглой формы.
Люди любят свои бани, бассейны. Украшают их. Присылают фотографии. Например, на одном из них – стена полностью украшена рыбами. В стране и за рубежом много богатых людей, которые заинтересовались искусством. Некоторые мои рыбки «уплыли» в США, Австралию и Израиль. Их купили на подарок.
В эти дни выставки пожилой мужчина взял сову. В прошлом году пожилая пара пришла и приобрела зеркала для снох. Видите, всякие свекрови есть. Дорогие вещи купили. Так что ценят своих снох.
На новый год востребованы были снегири. Их много сделала, почти всех разобрали.
– Что еще любите мастерить?
– Под настроение делаю арт-объекты – тыковки, гранаты, чеснок, лук. Например, когда надоедает заниматься рыбами. Осталась глина - наделала грибочков – опята, маслята… . Хорошенькие такие! Тактильные.
На Пасху делаю миски в виде куриц для яиц и кулича. Это уже традиция. Каждый год делаю четыре большие и две маленькие миски.
У нас еще есть разноцветные яйца из керамики, они разного размера. Их на выставку не взяли.
Сейчас увлеклась мозаикой. Прошлый год занималась башкирским этносом: изучала башкирский орнамент. Информацию собирала по крупицам. В библиотеках знакомилась с дипломными работами студентов. Ходила на предприятие башкирских художественных промыслов «Агидель», разговаривала с главным технологом. Она мне многое рассказала. Раньше по орнаментам можно было узнать, какого сословия была женщина, к какому роду принадлежит, чем он занимался, а также информацию о семье – муже, детях.
После сделала амулеты и обереги для женщин, кружки с орнаментом. С платом для подачи еды заняла второе место на конкурсе ремесленников по керамике на выставке «УФА. АРТ. РЕМЕСЛА» в прошлом году.
– С башкирской атрибутикой покупают много изделий?
– К 450-летию Уфы все разберут. Женщины любят амулеты и обереги. Несколько раз делала по 10 штук и все продала. Орнаменты во всех национальностях практически одинаковы, названия отличаются одной-двумя буквами. Вчера девочка говорила, что хочет быть богатой и спрашивала, какой ей амулет купить. Посоветовала ей купить с изображением рогов. Животноводы украшали им юрты. Раз есть животные, значит, есть еда и шерсть. Если есть шерсть, следовательно, есть одежда.
– Что больше всего из игрушек нравиться делать?
– Всё. Обожаю петушков делать. Смотрите – какие бычки характерные (показывает их фигурки). Вроде, они все одинаковые, на самом деле – все разные. Разукрашивать – очень кропотливая работа, – любуется изделиями умелица.
Недавно стала маски делать: «Рыбачка Соня», «кофе Пеле», «массовик-затейник». Такие образы хотела передать. Первый раз выставила маски. Пока не заинтересовали.
– Что вдохновляет?
– Художник по-другому краски видит. Хочется цвета. Я люблю цвет. Иногда видишь, как блестит снег, переливается разными красками, и созревает какая-то идея. Думаешь - надо попробовать увиденный цвет. Быстрей достаю специальный блокнотик и записываю то, что пришло в голову.
– Наверное, тяжело с некоторыми изделиями расставаться?
– У меня есть рыба по имени Альбина. Она пришлась мне по душе. Сейчас находится дома. Пока я не готова с ней расстаться: сама любуюсь. Во-первых, впервые сделала квадратной формы. Во-вторых, с цветом поэкспериментировала. Она получилась коньячного цвета и цвета мяса лосося. Хочу ее доработать.
Изделия, которые привезла на выставку, легко отдам. То, к чему я «прилипла», не продаю.
– Проводите мастер-классы?
– Редко. Времени не хватает. У меня есть ученица. Ее зовут Таисия. Девочке 13 лет. Я передаю ей свои знания. Она усидчивая. Мне понравилась. Бабушка девочки увидела мои изделия и меня уговорила с ней заниматься. Она сделала красивую тарелку, сейчас изготавливает разные игрушки. Процесс обучения долгий: одно занятие – лепим, на другом – красим.
– Санкции сказались на поставке сырья из-за рубежа?
– Поставки глины из-за границы прекратились. Зато стали развиваться местные производства. На рынке появилась глина из Челябинской и Ярославской областей. Прогресс есть: наши предприятия начали заниматься этим. Оказывается, продавалась глина из Донбасса. Ее закупали Германия и Испания и делали присадки, чтобы глина была эластичной, прилипала к рукам, сохла, не трескалась, проверяли на «экологию», а потом в Россию продавали втридорога. Теперь поставки из Донбасса прекратились, и у них производства свернулись. На их место пришли производители из Китая и Турции.
– Чем бы еще хотелось заняться?
– Дальше развивать морскую тему: сделать дельфинов, акул. Морской мир такой богатый, разнообразный, цветной. Формы дорого обходятся. Поэтому пока думаю.