Все новости
Общество
16 Октября 2022, 09:03

Тренер из Башкирии рассказал, как воспитать олимпийских чемпионов

фото из семейного архива Игоря Тверякова.
Фото:фото из семейного архива Игоря Тверякова.

Удивительная семья тренеров по плаванию Тверяковых проживает в Уфе. Они помогают своим воспитанникам побеждать в самых престижных соревнованиях.

Так, глава семейства, заслуженный тренер России Игорь Тверяков воспитал паралимпийских чемпионов и рекордсменов Андрея Строкина, Оксану Савченко, Александра Неволина-Светова, Михаила Зимина, чемпионку и рекордсменку мира Анну Крившину.

Общий трудовой стаж семьи Тверяковых на тренерской работе превышает 80 лет.

В этом году глава семейства Игорь Тверяков стал победителем республиканского конкурса «Отцовская доблесть».

«Электрогазета» пообщалась с прославленным тренером Игорем Тверяковым.

— Игорь Львович, у вас большая семья тренеров-пловцов. Какой трудовой стаж на тренерской работе?

— 8 сентября исполнилось 45 лет, как я стал заниматься тренерской работой. У сына Дениса стаж составляет 16 лет. Он еще студентом начал работать с детьми. Дочь Ирина тренирует ребят семи-восьми лет. И достаточно большой стаж у жены, Гузэль Адибовны — с 2000-х годов работает в паралимпийском движении.

— Почему вы выбрали плавание? У вас кто-то из родителей занимался этим видом спорта, или кто-то посоветовал?

— Заниматься плаванием начал не в Башкирии. У меня родители — нефтяники, трудились в Бирске. В 1965 году отец поехал в Гомель, его пригласили на работу главным инженером в трест «Белнефтегазразведка» и сразу дали ключи от трехкомнатной квартиры. Как раз возле нашего дома находился недавно построенный бассейн. Естественно, пошел на плавание: дети все любят плавать. В 1974 году мы перебрались в Уфу, родители устроились в «Башнефть» и там работали до самой пенсии. Я стал ходить в бассейн «Буревестник», в 1977 году мне предложили работать тренером. Тогда была спортивная школа «Буревестник» и бассейн носил такое же название.

В Уфе в то время было два бассейна: «Буревестник» и «Нефтяник». «Нефтяник» работает с 1972 года, туда ходили ребята из Черниковки. В старой и центральной части Уфы занимались дети из Советского и Кировского районов города. Потом я поступил в Волгоградский государственный институт физической культуры, затем отслужил в армии. С 1984 года безотрывно работал тренером. У меня было несколько спецклассов, в том числе на базе школ №21, 45 и 3. Специализированные классы плавания создавались для того, чтобы дети имели возможность тренироваться в спортивной секции два раза в день — утром и вечером. Всю жизнь работаю на республику.

— Кого считаете наставником? Кто помог вам состояться, как спортсмену или как тренеру?

—  Рубцов Иван Павлович — тренер в Уфе. Я у него занимался недолго: года два. Он был моим первым наставником в тренерской работе, дальше появились другие хорошие учителя. Среди них — заслуженный тренер СССР Петров Глеб Георгиевич из Санкт-Петербурга, кстати, тренер четырехкратного олимпийского чемпиона Владимира Сальникова. Мы много лет дружили, он мне передал много знаний. Как профессионал состоялся у него. Он умер 2 октября 2019 года.

— Какой у вас любимый стиль плавания, и каким стилям обучаете ребят? Есть ли разница в обучении разным стилям?

— У меня ребята плавали всеми стилями. Андрей Строкин плавал кролем и баттерфляем. Оксана Савченко, по-моему, кроме брасса, всеми стилями владела. Миша Зимин, мальчишка из интерната, который приехал ко мне из Челябинской области в 18 лет, в 29 лет выиграл Паралимпийские игры. Я считаю это моим самым большим достижением, потому что, фактически, взяв с нуля человека в том возрасте, когда почти все заканчивают плавать, мы с ним только начали заниматься. В 2008 году он занял четвертое место на дистанции 100 метров брассом на Паралимпиаде в Пекине. Мы с ним собрались, и на Паралимпийских играх в Лондоне в 2012 году он выиграл на этой же дистанции.

Андрей Строкин, Оксана Савченко, Миша Зимин — моя основная группа, с которой я проработал много лет. С Андреем Строкиным я занимался еще со специализированного класса, 17 лет с ним проработал, у него пять золотых медалей. Это наш уфимский спортсмен. Он сейчас генеральный секретарь Паралимпийского комитета России, президент Всероссийской федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Что греха таить, мировое паралимпийское плавание достаточно сильное, особенно в таких странах, как Великобритания и Германия. После 2012 года, когда мои ученики завоевали семь золотых медалей на Паралимпиаде, серебряные и бронзовые — не считаю, у меня личных учеников не было, стал больше работать на сборную России, помогать своим детям в подготовке спортсменов. У сына неплохо получилось. Когда в 2019 году в Уфе проводились Международные детские игры, его ученица Виктория Лисицкая выиграла две золотые медали.

Я сейчас только в роли помощника выступаю, на передний план не лезу. Ордена и медали не получаю, но помогаю. Всех государственных наград не соберешь, пусть другие, молодые, получают. 

Я всегда детей учил быть полезными людям, бескорыстно помогать спортсменам. Самое главное — быть нужным человеку.

— Почему решили заниматься со спортсменами-паралимпийцами?

— На тот момент там не было специалистов, в 1990-х годах были проблемы с финансированием. Работали не за деньги, а чтобы сделать что-то. Энергия была необходимая. Как видите, получилось.

—  Был ли у ваших детей выбор спортивной секции?

— Сын занимался у других тренеров, дочь какое-то время тренировалась у меня. Понимаете, я перед ними больших целей не ставил. Самое страшное, когда родители хотят сделать из ребенка чемпиона, ставят завышенные требования, а у него не получается. И тогда между родителями и детьми возникают конфликты и разногласия, теряется связь. Мы, как педагоги, не ставили завышенных целей ни для детей, ни для спортсменов. Когда ребенок мечтает стать олимпийским чемпионом, а потом не достигает своей цели, то разочаровывается во многом. Это очень плохо. Надо ставить реальные цели, работать поэтапно. Например, сначала получил первый разряд, дальше — кандидат, потом давайте попробуем на мастера спорта. Очень важна последовательность действий.

— Что вы считаете главным для победы? Чему в первую очередь обучаете воспитанников?

— Первое, важно вместе со спортсменом идти к цели. Второе — поэтапно решать задачи. Сумбурная подготовка ничего не даст. Третье — желание у спортсмена побеждать. Стремление побеждать надо поддерживать. Важно не только подготовить, а привести спортсмена в пик формы. Спортсмен в пике формы и не в пике формы — это абсолютно два разных человека. Результат очень сильно разнится. Надо воспитанника психологически подвести к победе. И наши тренеры — Ирина Винер и Татьяна Покровская — как раз такими качествами обладают. Винер не поехала на Олимпийские игры, и наши гимнастки стали вторыми. Нет тренера, нет двигателя, и видите, на олимпиаде в Токио ученицы Винер стали вторыми и в личном, и в командном зачете. Когда она присутствовала на соревнованиях — они побеждали. Роль тренера в соревновательном процессе очень сильно влияет. Без тренера на соревнованиях спортсмен может не реализовать то, что было наработано годами. Это очень важный момент, ведь готовятся все одинаково, а выигрывает кто-то один.

— Что важно в воспитании детей?

— К детям нужно относиться бережно. Им надо ставить цели, которые они могут реализовать. Если вы это делаете, тогда у вас всегда будет согласие. И никогда не надо детей обманывать. Если что-то обещаешь, то оно обязательно должно реализовываться. На этом появляется вера: вера в будущее, вера в добродетели, вера в то, что делаешь. К сожалению, я сталкиваюсь с тем, что многие родители этого не понимают и ставят перед детьми завышенные цели. Отсюда и возникают проблемы. К тому же надо не только учить детей, но и самим что-то реализовывать. Мы что-то делаем, а потом говорим: «Теперь давай сам», а если что-то непонятно — спроси. Примерно так идет воспитание, и оно приносит свои плоды. Важно, относится по-доброму. Несмотря ни на что, нужно оставаться с положительным настроем по отношению к окружающим. Спортивная среда отличается от мира политики, она отличается от всего, что происходит в обществе. Доброе отношение присутствует. С негативным отношением я не сталкивался ни разу. Начиная с 1990-х годов, я не увидел зависти. Международная спортивная среда — достаточно комфортная, как между тренерами, так и между спортсменами. Ее можно назвать братской, как большая семья. Когда политика влезает своими грязными руками, происходят неприятные моменты: отстраняют спортсменов, подозревают во всех грехах — выискивают употребление допинга. Это все неправда.

— В последнее время не замечаете резкого изменения отношения к нашим спортсменам?

— В семье не без уродов. Есть люди, которые таким образом пытаются избавиться от сильных соперников. Есть люди, которые это выполняют по каким-то поручениям или за деньги. Высказываются негативно единицы. Они не во всех видах спорта. А без России и Белоруссии, сами подумайте, проходят неполноценные международные соревнования. Когда нет сильного соперника — результат другой. Основная масса спортсменов и специалистов думает, что нужно вернуть Россию и Белоруссию. Накала борьбы нет. А если нет накала борьбы, то и нет остроты и стимула. Когда не будет сильных соперников, и ты будешь расслабленно готовиться. Значит, и результат будет другой, а это не интересно, ведь спортсмены стараются бить рекорды — личные, европейские, мировые. Это основной стимул, чтобы тренироваться.

Автор:Владимир Шакиев
Читайте нас: