Все новости
Общество
10 Июня 2022, 17:09

«Уфа гуляем» — уфимцы и чишминцы разгадывают тайну столетней поговорки

автора.
Фото:автора.

Из чего складывается любовь уфимца к своему городу? Тенистые улочки; нежный аромат сирени; успокаивающие душу пейзажи, что открываются из ажурной беседки в саду Салавата Юлаева; неспешные прогулки по Софьюшкиной аллее; озеро Солдатское, отражающее бело-голубые клочья облаков; любимый молодежью, современный и пестрый «Арт-Квадрат»; изящные и доверчивые лебеди в парке Аксакова — знаковые места, помноженные на воспоминания, образуют для каждого из нас личный калейдоскоп уникального образа столицы Башкирии.

И, конечно же, часть этого образа — устные краткие изречения на самые разные темы. В преддверии 450-летия Уфы, лозунгом которого будет фраза «Уфа, гуляем!», жители города высказывают предположения и рассуждают об истории и причинах возникновения колоритной поговорки «Деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим». Неоднозначная природа этой устойчивой фразы, в которой нарушены языковые нормы, давно привлекает неравнодушных исследователей и просто жителей Башкирии. Как уверенно утверждают уфимцы, так часто говорили наши родители, бабушки и дедушки, — то есть фраза была популярна в течение довольно-таки продолжительного промежутка времени, быть может, начиная с 1910-1920 годов прошлого века, и по сей день. Но что же она означает?

— В этой ритмичной и веселой поговорке, с которой страна знакома уже лет сто, угадывается и дух индустриализации первой половины XX века, когда Уфа стала такой, какой мы её знаем. Тут и крепость тюрко-славянского монолита, который в основе всего нашего общего башкортостанского характера. Здесь и история переселения из села в мегаполис, прекрасный город Уфу с его возможностями и ритмом. Разумеется, речь в ней не идет о праздности или желании пошиковать, «погулять» по-купечески, — уверен публицист, автор «Мемуаров уфимского школьника» Шамиль Валеев. — Это многонациональный, иронический язык рабочей аристократии, умного и весёлого труженика, характер которого определяет подлинный нрав уфимца. Здесь и дружеский подкол над акцентом новоприбывшего, и братское принятие его манеры формулировать и мыслить. Самое главное — уфимец никогда не теряется и никогда не унывает, не просто находит выход из любой ситуации, а извлекает из неё максимальную радость и удовольствие для себя и окружающих. Тут в образной паре «Чишмы-Уфа» представлена неразрывная связь нашей столицы со всей республикой, функция Уфы как мегаполиса для Башкирии.

Не меньше, чем смысловая нагрузка, заложенная в этой поговорке, интересны и различные версии ее происхождения.

— Основная версия следующая. В Уфе, на улице Ленина находился ресторан «Уфа», а рядом было кафе «Чишмы». Те, у кого водились деньги, ходили в ресторан, а те, кто был победнее, довольствовались походом в кафе. Но эту легенду знают не только в Башкирии, но в других уголках страны, — вспоминает председатель Комитета Госсобрания — Курултая Республики Башкортостан по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин, уроженец поселка Чишмы. — Когда я учился в девятом классе, а это 70-е годы прошлого века, на экраны советского телевидения вышел художественный фильм «На дальней точке». Там был такой эпизод: когда новобранцы приезжают на погранзаставу, один из солдат части обращается к ним: «Ребята, есть кто из Башкирии?». «Есть» — отвечает один. — Я из Чишмов!» И тут звучит эта крылатая фраза, солдат говорит: «А-а-а, деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим». Так что эту поговорку знали и знают не только в нашей республике. Хотя со временем она стала приобретать новые смыслы, появились другие версии происхождения фразы.

— Я живу в Чишмах с рождения, поэтому эта известная поговорка для меня очевидна, и каких-то двойных смыслов искать не требуется. Когда я росла, времена для родителей были тяжелые, — добавляет журналист, уроженка поселка Чишмы Розалия Валеева. — Развлечение для детей — раз в год, когда мама и папа получали отпускные и летом выезжали в Уфу. А это — обновки, игрушки, новые тетрадки, книжки, парк аттракционов и мороженое — сколько захочешь. В Чишмах в те времена этого лакомства не было. Так и выходит: деньги были — в Уфе гуляли, денег не было — в Чишмах сидели.

А вот с версией о том, что чишминцы продавали в Уфе молоко, которое прокисало в дороге, но все равно продавалось, журналистка не согласна.

— Есть мнение, что до революции многие чишминские татары возили в город молоко; по дороге оно скисало, но, несмотря на это, будучи продуктом редким, находило своего покупателя. После удачной торговли чишминец мог «погулять». А если торговля не удавалась, он понуро отправлялся домой. Это не так. Чишминские хозяйки возили в город катык! И после войны многих именно он спас от голода (поллитровой банки, которая стоила не так дорого, хватало на весь день). Так что версия с неудачливыми продавцами молока, которые понуро возвращались домой, в Чишмы, мне кажется несколько надуманной, — говорит собеседница «Электрогазеты».

Примерные временные рамки и исторические вехи в вопросе возникновения поговорки обозначает историк Уфы Павел Егоров.

— Фраза «Деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим» появилась, очевидно, в начале советского периода, когда ликбез только начинал расправлять свои крылья, когда ещё можно было, уподобляясь не очень грамотным представителям народа, не склонять слова. Видимо, в эпоху Гражданской войны, смуты, всеобщей бестолковщины, и родилась эта фраза, — предполагает историк. — Станция Чишмы находится в 40 верстах от Уфы. И в этой фразе речь идёт о привокзальных трактирах, которые были и при станции Чишмы, и при уфимском вокзале. Предшественницей станции Чишмы была станция Марусино. А станция Чишмы появилась во время строительства Волго-Бугульминской железной дороги, которая соединилась с Самаро-Златоустовской железной дорогой в 1913 году. То есть эта фраза пошла гулять с лёгкой руки какого-то ямщика или завсегдатая чишминских забегаловок, у которого в карманах были дыры, после 1913 года, после примыкания Волго-Бугульминской железной дороги к Самаро-Златоустовской и после устройства больших станций Чишмы и Чишмы-2. Ну и, если устанавливать временные рамки появления этой фразы, то она могла появиться не позднее первых пятилеток. Тогда ликвидация безграмотности и культурная революция уже дали свои плоды, дикторы центрального радио, а затем центрального телевидения стали правильно склонять слова, правильно строить фразы, и на них равнялась не только вся страна, но и весь мир. Во время всеобщего господства грамотной русской речи появление такой фразы было, конечно, невозможно.

Что бы ни говорили на эту тему, трудно не согласиться, что «уфимский язык», который всерьез изучают филологи, — трансформируется и живет по своим правилам, содержит и другие емкие фразеологизмы.

Ознакомившись с версиями появления своеобразной поговорки, мы понимаем, что неслучайно слова «Уфа, гуляем!» стали лозунгом празднования 450-летия города. Ведь именно такие детали, порой, и дают ответ на фундаментальные вопросы о доброте, ценностях и, конечно, — искренней любви к родному городу.

Автор:Дарья Святохина
Читайте нас: