Все новости
Новости
12 Ноября 2021, 17:09

Башкирия: эксперты комментируют законопроект о публичной власти в России

Депутаты Госдумы РФ приняли на заседании 9 ноября в первом чтении проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

с сайта Госдумы РФ.
Фото:с сайта Госдумы РФ.

Депутаты Госдумы РФ приняли на заседании 9 ноября в первом чтении проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Основной задачей закона является наведение порядка во взаимодействии всех уровней власти. Документом распределяются полномочия между уровнями власти, в соответствии с ним закладываются общие принципы функционирования власти. Уровни власти должны действовать четко и слаженно. Однако до нынешнего времени в стране отсутствует четкое распределение полномочий между уровнями власти. Каждый уровень власти — федеральный, региональный, муниципальный — действует, опираясь на свою логику.

Устаревшие положения, не отвечающие нынешним реалиям, очень мешают власти. Законодательство писалось в те времена, когда не было интернета. Соответственно, весь документооборот происходит в бумажном виде, совещания положено собирать с очным присутствием участников.

Законопроектом легализуется дистанционное взаимодействие органов власти, которое особенно актуально в условиях пандемии, электронный документооборот и порядок проведения онлайн-заседаний.

Есть и другие новшества. Глава региона избирается сроком на пять лет. Он несёт ответственность за формирование регионального правительства. Закон четко устанавливает, что является собственностью региона. Также четко определен перечень должностей, которые занимаются по согласованию с федеральным центром. Есть и некоторые должности, которые обязательно должны быть в регионе.

Руководитель региона будет называться главой субъекта. Главы регионов занимают одинаковую роль в вертикали власти и должны называться одинаково. Президент в стране должен быть один, это главная в стране должность. Глава субъекта федерации в соответствии с законопроектом является связующим звеном в вертикали власти. Он одновременно и главный региональный чиновник, и федеральный чиновник.

Законопроектом устанавливаются причины, по которым можно отстранить глав субъектов от должности. Отстраненный глава не может баллотироваться на аналогичную должность ранее, чем через пять лет. Главам могут объявляться выговоры, строгие выговоры. Полномочия регионов будут расширены.

В регионах закрепляются полномочия Счетной палаты, уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка.

Эксперты из Башкирии прокомментировали законопроект.

Доцент БГПУ им. М. Акмуллы Александр Кобыскан считает, что этот законопроект документально отражает уже имеющиеся практики синхронизации взаимодействия между федеральным центром и регионами. В законопроекте ряд существенных моментов, которые значимы для Башкортостана:

То, что определен перечень тех должностей, которые занимаются по согласованию с федеральным центром, и тех, которые в обязательном порядке должны быть в регионе повлияет положительно. Во-первых, произойдет унификация госструктуры регионов, что позволит лучше оценивать работу профильных ведомств в условиях единых критериев, и, во-вторых, появляются конкретные определенные позиции в административной структуре республики, за которые несет кадровую ответственность федеральный центр.

Депутаты Законодательных собраний, независимо от того, являются они освобожденными или нет, занимают государственные должности. Раньше такой статус имели только те, кто работал на освобожденной основе. Данная инициатива, безусловно, повышает уровень ответственности депутатов Государственного Собрания — Курултая РБ, поскольку «совместителям» теперь придется учитывать не только факторы, связанные с их основной работой, но и такие аспекты, которые будут влиять на результативность их депутатской деятельности. Здесь можно прогнозировать и увеличение объема работы с законопроектами, и повышение степени проработанности предлагаемых инициатив.

Политолог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра стратегических и междисциплинарных исследований УФИЦ РАН Сергей Семёнов уверен, что законопроект укрепляет единство страны. И считает, что надо планировать и повышение в будущем самостоятельности субъектов России. Федерализм предполагает меры по ситуации то в сторону роста полномочий центра, то — регионов. Хорошо, что четко обозначены полномочия регионов. Хочется, чтобы прокуратура следила не только за соблюдением федеральных норм, но и пресекала нарушения регионального законодательства со стороны любых федеральных органов. Хорошо, что главы субъекта РФ могут не ограничиваться сроками - нужны долгосрочные проекты. В систему федеральной власти власть регионов должна входить, но надо обеспечить и ее ответственность не только перед центром, но и, прежде всего, перед населением региона. Полагаю, что наряду с общим названием должности главы региона необходимо допустить и дополнительное, местное ее обозначение, согласованное с центром. Сомнительны новации о выговорах — думаю это должно делаться в каком-то ином режиме; непонятна роль центра в назначении правительств региона. Хорошо, что никакие иностранные решения не определяют наше право. А вот излишней правовой унификацией регионов в столь богатой по разнообразию стране как Россия увлекаться не надо. Думаю, что общая логика проекта, именно на данном отрезке истории — справедлива, но его, конечно, следует доработать.

Ректор БАГСУ при Главе РБ, кандидат философских наук Данияр Абдрахманов:

— Данный законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» претворяет в жизнь поправки, принятые недавно в Конституцию нашей страны.

Важным я увидел момент, когда легализуется дистанционное взаимодействие органов власти. Также важен факт того, что по ряду направлений полномочия регионов расширяются.

Уверен, что за оставшиеся чтения депутаты смогут полностью доработать законопроект.

Доцент кафедры государственного права Института права БГУ, кандидат юридических наук Игорь Кузнецов:

— Новый закон закрепляет и расшифровывает в федеральном законе поправки к Конституции РФ, которые были приняты в 2020 году. В нём появились новые нормы. Закон обеспечивает верховенство конституции на всей территории Российской Федерации и запрещает судам любых уровней учитывать решения иностранных инстанций.

Также данный закон, на мой взгляд, четко распределяет полномочия между уровнями власти — федеральным и региональным, региональным и муниципальным, и устанавливает общие принципы функционирования власти.

Параллельно легализуется дистанционное взаимодействие органов власти. Вводится единый электронный документооборот и порядок проведения онлайн-заседаний, что удобно для обычного гражданина.

Одновременно с этим, данный закон регламентирует полномочия главы субъекта, его обязанность формирования регионального правительства. Закон четко устанавливает, что является собственностью региона, и указывает на необходимость сделать перечень собственности открытым.

Главе региона теперь можно объявить выговор и строгий выговор. Правда, насколько этот вид наказания действенен, и действенен ли он вообще, мы сможем узнать только со временем.

То, что глава субъекта Федерации теперь будет одновременно и главный региональный чиновник, и федеральный чиновник, тоже пока не очень понятно, как воспримут жители регионов, но время покажет.

Правовед, Доцент БГПУ им. М.Акмуллы, арбитр Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Член ученого совета и Руководитель отдела исследований проблем административного права Евразийского научно-исследовательского института проблем права, лектор РОЗ Евгений Булычёв:

— Проект закона является очередным шагом в процессе укрепления вертикали власти в России. По сути, его положения приближают нашу страну по форме государственного устройства к унитарному централизованному государству, даже несколько напоминающему устройство имперской России. Причем, эту схожесть с империей следует воспринимать в позитивном ключе, поскольку эта подзабытая организация государства позволяет консолидировать под своей эгидой самые разные народы, и, как следствие, более эффективно противостоять различным угрозам, реализовывать крупные экономические проекты, преодолевать кризисы.

Изучив законопроект, с положительной стороны можно отметить такие нововведения как: унификация наименований ряда органов государственной власти, процесса их формирования и функционирования; наделение прокуратуры правом законодательной инициативы (в Башкортостане она уже давно таким правом наделена); провозглашение возможности законодательным органам субъектов работать в дистанционном формате и др.

Многих беспокоит, так называемое, «обнуление сроков» глав субъектов федерации, т. е. возможность одному лицу пребывать в этой должности неограниченное количество сроков. Можно предположить, что данное нововведение связано в большей мере с многонациональным Северо-Кавказским регионом, где не так легко отыскать кандидатуру, способную сплотить вокруг себя народ и местные политические элиты. Следует подчеркнуть, что решение вопроса о количестве губернаторских сроков пребывания у власти отведено на усмотрение самим субъектам федерации. В связи с этим, некоторое «отступление» от, так называемых, либерально-демократических ценностей в нынешних политических условиях вполне оправдано. Справедливости ради напомню: в 13 штатах США пределы на количество сроков пребывания губернаторов в должности отсутствуют.

Однако не все положения законопроекта можно принять безоговорочно. Полагаю, законодателям стоит еще поработать над нормой, предоставляющей право Президенту увольнять глав субъектов. Сейчас для увольнения губернатора в связи с утратой доверия нужны веские основания: выявление фактов коррупции, заграничных счетов или конфликта интересов.  Законопроект же позволяет уволить губернатора без каких-либо оснований, в нем не уточнено что может стать причиной утраты доверия. Такой подход недопустим, поскольку Глава субъекта тоже народный избранник, и такое ничем необоснованное пренебрежение волей избирателей чревато социальными волнениями.

Доцент кафедры Международных отношений, истории и востоковедения Института экосистем бизнеса и креативных индустрий УГНТУ, кандидат философских наук Михаил Бреслер:

— В законопроекте мое внимание привлекли два существенных момента.

Первый – о дистанционном характере работы. Это не только внедрение современных форм коммуникации, но расширение публичности власти. Коммуникация между федеральными и региональными властями уже не требует длительных перелетов, личных встреч и соблюдения сложных протоколов. Компьютерные системы обеспечивают должный уровень безопасности, а экономия ресурсов на трансфер, подготовку совещаний предполагается весьма существенная.

Второй — о государственной должности депутата региональных законодательных собраний. Тут вопрос неоднозначный. Как положительный расцениваю факт, обязывающий кандидата в депутаты делать выбор между производственной и общественной деятельностью. Директор завода или главврач больницы, став депутатом, должен мыслить не масштабами своей организации или предприятия, но – всей региональной экономики или здравоохранения. Но возникают и вопросы: насколько совместимы интересы государственного служащего и представителя народа; не станут ли депутаты отдавать предпочтение сиюминутным интересам своего непосредственного руководства и игнорировать мнение избирателей; как будет сочетаться государственная служба и политическая конкуренция в законодательных собраниях; не лишится ли общество состязательного обсуждения актуальных вопросов, а следовательно, и поиска их лучшего решения?

Законопроект призван структурировать и оптимизировать взаимоотношения между различными структурами публичной власти, и это стремление можно только приветствовать.

Руководитель Центра современного искусства «Облака», Член СПЧ при Главе РБ Валериан Гагин:

— Нельзя забрать доходы и не нести ответственность по обязательствам, правда? Поскольку централизация началась с передачи полномочий по распределению доходов условного города к региону, а от региона – к центру, то и ответственность за исполнение обязательств так же необходимо перераспределить. Законопроект это предусматривает: все больше число вопросов отнесено к вопросам совместного ведения. Это и логично, и смело.

Но есть риски. Главный - соблазн переложить всю ответственность на центр.

Чтобы избежать этого, нам – обществу – придётся внимательно контролировать действия местных властей по «притаскиванию денег» в регион. Властям на местах придётся ещё острее конкурировать в «верхах» за получение денег для решения локальных задач. Важнейшими навыками для успеха в привлечении денег из центра станут навык диалога с жителями с целью подтвердить существующий общественный запрос и навык оперативной подготовки документов. И репутация, конечно. У нас в Башкирии многое есть: инцидент-менеджмент работает, репутация у региональной власти — ого-го!

Разговаривать с обществом и готовить документы и муниципалитеты, и власти региона станут еще лучше и оперативнее – теперь это и требование цифровой эры, и жизненная необходимость – иначе не обоснуешь потребность в деньгах. И, да, это теперь наша с вами общая задача.

А риск и задача центральной власти — обеспечить открытое, конкурентное и справедливое распределение ресурсов. И с этим она справится, надеюсь.

Автор:Айгуль Султанова
Читайте нас: