Все новости
Культура
1 Сентября , 18:05

В Уфе возрождаются перформансы?

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

Белый конь и девушка с коромыслом — эти образы, навеянные древними легендами, нашли своё воплощение во время перформанса, посвящённого закрытию ретроспективной художественной выставки уроженки Уфы Эльвиры Асадуллиной. Юбилейная, 40-я выставка художницы проходила в августе на уфимской ВДНХ. Сейчас Эльвира живет в Москве, она член Союза художников России в РБ, Творческого союза художников России в РБ и Московского союза художников.

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

— С 2007 года я не делала персональные выставки в Уфе, — рассказывает Эльвира. — На этой выставке были представлены более 150 картин, артобъекты, макеты, эскизы театральных костюмов и эскизы к театральным декорациям. В том числе было много работ, которые хранятся в частных коллекциях уфимских предпринимателей и никогда ранее не выставлялись, зрители их ещё не видели. Эта выставка — своеобразная ретроспектива моей жизни и творческой деятельности. И мне хотелось не просто показать зрителям свои работы, но подойти к процессу нетривиально. Поэтому я попросила режиссера Руслана Абрарова поставить к финисажу моей выставки перформанс. Перформансы в Уфе очень давно никто не делает. Художник Евгений Севастьянов, известный мастер перформансов, сейчас живёт в Москве. Кроме него, никто этим в Уфе не занимается. Поэтому я была очень рада, что Руслан Абраров согласился. Едва приехав с фестиваля «Таврида.АРТ», он сразу же приступил к постановке моего перформанса.

Действие началось на площади ВДНХ, перед историческим мультимедийным парком «Россия — моя история» с дефиле хозяйки выставки Эльвиры Асадуллиной, которая вела под уздцы белого коня. Всадник на коне был молод — в седле сидел её восьмилетний сын Арслан.

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

Далее, накинув национальный платок, Эльвира вошла в помещение выставки с коромыслом, на котором вместо вёдер висели две рамы. 

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

Коромысло было оставлено над картиной «Девушка-Луна», отсылающего к легенде про Зухру-йолдыз. 

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

Художница показала зрителям экспозицию, а затем начала вживую писать перед зрителями картину маслом на холсте. 

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

Этот моноспектакль сопровождался музыкальной импровизацией в исполнении известного джазового пианиста, работающего в жанре кроссовер-пиано, доцента музыкальной академии Франкфурта-на-Майне Диаса Каримова. Музыкант дал на закрытии выставки настоящий джазовый концерт, продливший два с половиной часа. Это было слияние музыки и живописи. Художница воспроизводила красками звучащую музыку. Диас сыграл «Солнечный день» — очень известную композицию своего отца Айрата Каримова.

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

— Это именно та мелодия, которая звучала в советские времена по утрам в каждой квартире жителя Башкирии, где была радиоточка. Мы всегда слушали гимн Республики Башкортостан, погоду и эту композицию, — говорит Эльвира Асадуллина. — Были в импровизации Диаса и мелодии про Москву. В результате родилась картина, которую я бы хотела назвать «Дни Республики Башкортостан в Москве». Там появились и звёзды Кремля, и полумесяцы мечетей Башкирии, и башкирский орнамент, который пронизывает солнечный луч, и мотивы, затронутые Мустаем Каримом — «Не русский я, но россиянин». В завершение Диас перешёл на лёгкую музыку, на народные татарские и башкирские мотивы в джазовой обработке, под которые я вручила презенты людям, которые помогли мне с организацией выставки. Этой мини-дискотекой всё и завершилось.

предоставлено Эльвирой Асадуллиной.
Фото:предоставлено Эльвирой Асадуллиной.

Эльвира Асадуллина — разноплановый, многогранный художник, среди её работ есть и живопись, и графика, она сценограф, искусствовед, дизайнер и художник-хаттат — владеет арабской каллиграфией и делает картины в стилях шамаиль и тугра. За время работы выставки она провела шесть бесплатных мастер-классов для уфимцев и гостей столицы — по акварели, гуаши, лепке, по театрально-архитектурному макету. Несмотря на то, что Эльвира работает в Москве, в её планах — чаще бывать в Уфе, чтобы сотрудничать с режиссерами уфимских театров.

Автор:Евгения Сюткина
Читайте нас в