На выставке «Уфа-Ладья. Арт. Ремесла. Сувениры» умелица рассказала, как начала мастерить игрушки.
Почти 38 лет она проработала в библиотеке — помогала выбирать читателям интересную книгу. Потом увлеклась рукоделием. Начинала с вышивки, картин из шерсти и сухого валяния.
Теперь радует людей миниатюрными куклами в национальной одежде, которые мастерит из фетра.
Она гордится тем, что ее подопечные небольших размеров, их можно перевозить из города в город.
Мастерица рассказала, что она видела много кукол в стиле Тильда. По ее мнению, такие куклы в национальных костюмах не могут передать менталитет башкирского народа. Поэтому мастерица была долго в поисках материала.
Три года назад народная умелица сделала первую куклу, такую, как ей хотелось — небольших размеров. «Девушка» стала ее талисманом и сопровождает ее на мероприятиях.
Рашида Минигулова рассказала, что изготавливает кукол из фетра, шьет вручную. Раньше пыталась сделать голову из фетра, пенопласта, но, в конечном итоге, выбрала деревянную бусинку. Волосы приделываются из настоящей шерсти. Все пришивается вручную. Простую куклу можно сделать за четыре-пять часов. На изготовление куклы со сложным башкирским головным убором может уйти полтора-два дня.
Деревянный шарик позволяет хорошо нарисовать лицо. Рисунок наносится в последнюю очередь. Каждое лицо получается неповторимым.
— Иногда приходят молодые девушки и говорят, что лицо похоже на лицо их дедушки. Я говорю: «Честное слово, с вашим дедушкой незнакома», — смеется мастерица и говорит, что покупательницы берут кукол, чтобы порадовать близких.
— С чего начинали?
— Внуки однажды попросили смастерить «красивенькую куколку». Сначала стала делать снегурочек, потом перешла на национальные костюмы. Много подарков раздала. Передала в Бирский интерактивный музей кукол. Некоторые мои куклы вручали на церемонии награждения призерам различных состязаний.
— Что-нибудь взяли на заметку у других мастеров?
— У каждого мастера свой стиль работы. Списывать не умею. Даже на экзамене не списывала. Использую свои наработки. Сама разработала дизайн, технологию изготовления. Особое внимание уделяю национальным мотивам, делаю точь-в-точь, как в национальной одежде.
В Башкирии вышла хорошая книга «Башкирский национальный костюм». Когда я её увидела, сразу же приступила к изготовлению по ней новых кукол. В книге понравилось то, что каждый район представлен в своем костюме. В задумках — изготовить кукол в башкирских национальных костюмах по каждому району.
— А куклы в одежде других национальностей делаете?
— Знакомые увидели куклы в башкирских костюмах и спросили, делаю ли я их в татарской одежде. Я сказала, что сделаю в татарских национальных костюмах. Смастерила несколько девушек в татарских костюмах, с их внешним видом, украшением познакомилась в интернете. Юношу в татарской одежде купили. Татарский костюм сильно отличается от башкирского. Также есть мальчики с балалайкой в русской одежде.
Мне помогают фестивали и выставки, где бывают люди в национальных костюмах. И если есть возможность, я их фотографирую.
На выставках я прошу людей посмотреть куклу и высказать свое мнение, может, нужно что-то переделать, доработать. И следующую куклу я буду делать с учетом высказанных рекомендаций.
— Много смастерили кукол?
— В женских национальных костюмах сделала около 100 кукол, в мужской одежде — около 40. Каждой кукле присваиваю номер, потому что каждая кукла изготовлена в единственном экземпляре. С таким лицом больше куклы не будет. Поэтому не повторяюсь. На заказ точно такую же не делаю. Лицо рисую сама. Недавно решила куклам приделывать двигающиеся ручки, чтобы было похоже на танец.
— Какие куклы пользуются большей популярностью?
— Больше всего покупают в башкирском национальном костюме. Они расходятся от Якутии до Санкт-Петербурга. Покупатели собирались дарить родственникам кукол в Америке и Африке.
— Новогодние куклы, кроме Снегурочки, какие-то делаете?
— Делаю животных, символизирующих наступающий год. И, если делаю куклу Снегурочки, то часто она бывает с лицом животного - символа года.
— Какие-то сложности возникали при изготовлении кукол, может, какие-то из них тяжело шли?
— Я — человек интуиции. Если «включаю» голову и начинаю на ходу думать о следующих своих действиях, то сразу иголка попадает в руку. Как только перестаю думать, шитье продолжается на «автомате». Видимо, Бог помогает. Как будто кто-то диктует, что надо делать. Любая кукла так, в любом костюме.
— Внуки помогают?
— Шестилетняя внучка Рада говорит: «Бабуля, я в тебя пошла». Я спрашиваю: «Кто тебе сказал?». Отвечает: «Я сама так решила. Я же такая же рукодельница, как и ты».
— Что делает?
— Почти все. Пытается вязать.
— А куклы…?
— Пока только в виде аппликаций. Надо научиться хорошо вырезать. Она и левша, и правша. Ножницы то в одной, то в другой руке, поэтому ей трудно вырезать какие-то объекты.
— Часто с вами проводит время?
— Скандал устроит, если не захотят к бабуле отвезти. На входе уже говорит: «Бабуля, давай что-нибудь делать».
— Других обучаете ремеслу?
— Провожу мастер-классы. Работала с шерстью, устраивала мастер-классы по сухому валянию — делали зверушек, фей. Недавно в магазинах «башкирочек» мастерили. Раньше делала картины из шерсти и со старшими внуками шила одежду для кукол.
— В каких костюмах еще планируете сделать куклы?
— У меня спрашивали куклу в корейском костюме. Чтобы «родить» такую куклу, нужно обязательно изучить корейскую национальную одежду, чтобы ее приспособить к своей основе.