— Им повезло, им дали деньги на ремонт подъездов. А нам — нет, хотя у нас подъезды не ремонтировались лет десять, — посетовал как-то один из председателей домовых комитетов в МКД нашего района. Я беседовала с ним, чтобы подготовить зарисовку о его работе.
Вспомнила этот разговор, когда на днях прошлась по подъездам микрорайона, где живу. Ходила не из праздного любопытства, а потому что не нашлось почтальона, который бы разносил наше печатное издание. И я решила эту работу взять на себя. Потому как негоже оставлять читателей без газеты — надо проявить уважение и доставлять ее вовремя. Ну заодно мне вручили пачку квитанций на оплату коммуналки жильцами микрорайона.
Подъезды у нас открываются домофонными ключами, поэтому посторонних там не бывает. Но, боже, как подъезды отличаются друг от друга! При этом все дома в нашем микрорайоне построены 9-11 лет назад. Все МКД обслуживает одна управляющая организация.
Признаться, с опаской я заходила в трехэтажку, в которой выделено социальное жилье — наслушалась о молодежи, которая, получив бесплатно квартиры, устраивает в них притоны. И была приятно поражена не только чистотой, но и уютом лестничных клеток. Отделка подъезда осталась такой же опрятной, как в год новоселья. В тамбуре подъезда аккуратно выстроены детские коляски, санки, другая экипировка для зимних игр детворы. То есть понятно, что соседи друг другу доверяют и воровства там нет. И, что очень приятно, проживает много маленьких детей.
В одном подъезде девятиэтажки — деревянные двери, которые разделяют тамбур и лестничную клетку первого этажа, заботливо обиты войлоком, на полу — противоскользящий коврик, почтовые ящики — на замке. В соседнем подъезде такая же дверь словно обглодана хищниками — по всему периметру болтаются щепки. Многие почтовые ящики вдавлены, будто на них тренировался разъяренный боец миксфайт. Плитка с пола содрана. Плюс в воздухе витают ароматы привокзального туалета 90-х годов.
Тогда я и вспомнила слова домкома о республиканской программе ремонта подъездов. Подумала: «Есть жильцы, которые умеют беречь общее имущество. А есть такие, которые за год после свежего ремонта превратят подъезд в хлев. Им, даже если и выделят деньги, вложения не пойдут впрок.
Еще момент. Заметила, что опрятными в большинстве своем были те подъезды, где изо всех почтовых ящиков корреспонденция хозяевами забирается вовремя. «Бомбжеватыми» были те, в которых квитанции, счета неряшливыми лохмотьями свисали из переполненных почтовых ящиков. Причем цифры в счетах за воду и прочие блага цивилизации были уже пятизначными, а то и шестизначными. То есть немало граждан живут где-то в другом месте, а тут не затрудняют себя своевременной оплатой ЖКУ. При таком раскладе откуда УК возьмет средства на восстановление мест общего пользования? Таким жильцам и республиканская программа ремонта подъездов едва ли пойдет впрок — недружные соседи, которые не воспринимают места общего пользования как зону своей ответственности, быстро вернут все в «доремонтное» состояние.