Все новости
Мнение
4 Апреля 2023, 08:00

Про исследование о насилии в Башкирии

рисунок Раиля Латыпова.
Фото:рисунок Раиля Латыпова.
Эмиль Мусин
Журналист

Интересное и кропотливое исследование провел уфимский блогер Тимур Максютов. Он проанализировал все 4446 судебных актов по статье 6.1.1 КоАП РФ «Побои» с 2019 по 2021 год в Башкирии и установил, что для виновника побоев вероятность отделаться штрафом в 5131 рубль равна 76,6 процента, в 6,7 процента случаев совершивших насилие подвергают аресту на 9 суток, в 16,7 процента случаев избивателей направляют на обязательные работы в течение 62 часов.

Это исследование Максютов опубликовал на своем сайте.

Я отправил эти данные знакомым юристам-практикам, занимающимся делами о домашнем насилии и о других проявлениях насилия, и они косвенно данные подтвердили. Штраф — наиболее частое наказание, которое назначают суды в Башкирии за удары по лицу и телу человека.

— Почему так мягенько-то? — спросил я неформально у одного служителя Фемиды.

— Потому что есть еще нанесение побоев легкой, средней тяжести, а также приведших к потере трудоспособности, инвалидности и т. д. В общем, тебе надо целый курс юриспруденции сейчас объяснять...

И тут я вспомнил про либерализацию целого ряда статей уголовного кодекса, связанных с домашним насилием.

Если один незнакомый человек побил другого, можно подать отдельный гражданский иск. Так иногда делают потерпевшие: пробуют взыскать траты на лечение, моральный ущерб. Но если побои совершены прямо на улице, в общественном месте, то избиватель может подать встречный иск, мол, это он защищался. И тогда за драку могут оштрафовать обоих. Особенно, если защищавшийся даст отпор агрессору. Поэтому с точки зрения правосудия, чтобы оно было жестче, нужно, не брыкаясь, смиренно принять все побои или собрать свидетелей (не родню). Доказывание морального ущерба — это отдельная песня. Страдать надо неимоверно и документально подтвержденно, аж до попыток суицида. Лечиться — по чекам. Нет выцветшего чека, не будет и возмещения.

Читаешь правовые журналы — там все чудненько, стройненько, логично, справедливо. Открываешь судебное решение и впадаешь в ступор. Моральный ущерб вместо 100 тысяч — 15. Возмещение должно быть соразмерным. Ясно?! У избивателя небольшая зарплата и дети малолетние, и перед судом он в первый раз. А ваши страдания документально не подтверждены.

Что касается домашнего насилия, где бьет член семьи, там все сложнее.

Вечером потерпевшая в страхе расскажет наряду полиции об издевательствах, а утром заберет заявление о побоях. И вот это самое трагичное. В результате алкоголик-дебошир нередко отправляется в колонию, а терпевшая это все — на кладбище, либо наоборот, если жертву доведут до аффекта.

Я связался с Тимуром в соцсетях и он упомянул еще об одном интересном моменте:

Лишь в 80 процентах случаев агрессором выступает мужчина, — говорит Максютов. — В 19,5 процента насилие совершено женщинами, причем в 18 процентах — над мужчинами! (Во как!) (Диверсификация насилия – прим. автора, в одном журнале прочитал).

Ещё удивило, что в некоторых случаях применялся нож, но это заканчивалось административным наказанием. Хотя есть статья 115 УК РФ, по которой избиение наказывается уголовной статьей. Этой теме я хочу посвятить отдельное исследование, — подытожил он.

Нам очень нужны такие исследования. Вот такая не отлакированная, не заказная, с нюансами статистика от общественности.

Где бы и когда бы я узнал, что 18 процентов — это поколоченные женщинами мужчины. Интересно, при каких обстоятельствах? Но я подозреваю, в каком виде. В пьяном. Многие беды — от Бахуса.

Читайте нас: