Все новости
Мнение
19 Июля 2022, 08:00

Почему в Башкирии запретили штрафовать бабушек

Евгении Сюткиной.
Фото:Евгении Сюткиной.
Эмиль Мусин
Журналист

В Уфе трудно представить пенсионеров-садоводов со своей продукцией на проспекте Октября. А вот в Туймазах они часто выходят продавать ягоды и картофель на центральный проспект Ленина.

Долгие годы власти гоняли патрули на проспект. Бабушек штрафовали на 200-300 рублей. Одни платили штрафы, другие нет. Но на другой день они снова выходили торговать клубникой или ранней картошкой. Я даже участвовал в таких рейдах, и мне было страшно неудобно, когда молодой сержант, извиняясь перед бабушкой, оформлял бланк административного протокола. Все в душе возмущалось донельзя от этого совершенно бессмысленного мероприятия.

Бабуля, прошедшая ужасы голодного военного времени, молчаливо протягивала мятые сторублевки, а мы объясняли, что платить штраф надо в сберкассе (тогда еще не было электронных счетов, интернета). Однако была куча требований предъявить всякие справки о наличии садового участка, о том, что бабуся не украла ягоды или овощи. Этот идиотизм длился годами.

Однажды в очередном таком рейде я заметил, что после того, как полицейские отошли, одна женщина отодвинула картофель и выложила на коробки бананы, алычу, финики, словно сама все вырастила. Я попросил вернуться к ней участкового. Он отнекивался, мол, ее каждый день штрафуют, она платит и торгует снова. Спустя час на проспекте появились южные люди с южным товаром, выгруженным с автолавок, бабусь оттеснили. Лафа. За место на рынке платить не надо.

Точно так же иногда штрафовали молочников-фермеров. Они просто подвозили фляги в условленное место, где-нибудь на углу дома, и распродавали все за час. Для них молоко — живые деньги каждый день. Сейчас у них жизнь еще проще: распродают всю «молочку» прямо с крыльца через соцсети. В Туймазинском районе около 17 тысяч личных подсобных хозяйств. Их владельцы не будут регистрироваться в системе «Меркурий». Хотя годовые объемы продаж очень приличные. Им этого и не нужно, ведь если продано молоко из-под коровы, болеющей маститом, если оно быстро скисает, у фермера его не возьмут. Люди определяют плохой товар без всяких лабораторий.

В конце концов, для бабушек в городе построили торговые навесы на улице Чапаева и Луначарского. Однако с годами оказалось, что таких навесов надо больше. Многие пенсионеры переместились на прилегающую территорию центрального рынка, где можно найти все: от березовых веников и вязаных носков до вяленых гусей. И вы представляете, не было скандалов, что кто-нибудь отравился, а вот от магазинной продукции кишечник бастовал у многих и часто. И Роспотребнадзор изымал целые партии товаров, а менеджеры потом возмущались, что название магазина пропесочили в СМИ.

Инициативу главы Башкирии надо было внедрить лет на 15 раньше, чтобы сэкономить людские ресурсы в виде проверяльщиков и не мучить пожилых людей.

Для них в свете роста стоимости ЖКУ проданная картошка — способ выживания.

Едва ли не единственная возможность купить лекарства.

Но есть южные люди с финиками, разложенными на картонных коробках. С ними как быть? Когда бы к ним ни подходили проверяющие, они говорили, что вот, мол, два килограмма нераспроданных с рынка осталось. А между тем, за углом дежурила автолавка. Вот так все лето и продают «два килограмма».

Не знаю, как будет выглядеть проект закона о запрете штрафования бабушек, но туда надо вписать, что если пенсионерка местная и при ней паспорт с пропиской, то пусть торгует где угодно, хоть у подъезда своего дома. Потому что заслужила, строила эту страну, вырастила для нее детей. Мы в долгу у этих бабушек навсегда. Уж как-нибудь перенесем несуществующие неудобства, связанные с их торговлей.

Читайте нас: