Все новости
Мнение
7 Июня 2022, 08:00

В Башкирии фермеру предложили расплатиться биткоинами

Андрея Старостина.
Фото:Андрея Старостина.
Эмиль Мусин
Журналист

Недавно мне позвонил знакомый птицевод из Туймазинского района и сказал:

– Я выставил на одном из интернет-сервисов несколько промышленных инкубаторов стоимостью 600 тысяч рублей, а мне перезвонили и сказали, мол, если примешь оплату в биткоинах, а не в рублях, мы тебе заплатим 900 тысяч, причем через два дня.

Даже не знаю, что делать... Это вообще законно? Не можешь узнать, кто-то из туймазинских производственников расплачивался за что-нибудь криптовалютой?

– Конечно, могу. Но ты знаешь, что твои 900 тысяч могут через три дня превратиться на бирже в 300? Надежнее выяснить про законность у юристов.

Я попросил специалистов прошерстить вопрос, и выяснилось, что согласно ст. 14 Закона No 259 «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте» криптовалюту запрещено использовать в качестве платежа. Мало того, нельзя даже распространять любую информацию о ресурсах, на которых ею можно расплачиваться за что-либо.

– Если ты отправишь инкубаторы, и получишь крипту, а она представляет собой цифровой след, то не сможешь цепочку формул перевести в рубли, подать в суд не сможешь, – ответил я фермеру. – Допустим, ты получил крипту, потом тоже расплатился с кем-то за фураж. А если тебя в свою очередь кинули, закон говорит, что истребовать обратно крипту ты не сможешь, потому что должен был заявить о ней в налоговую инспекцию. Понимаешь? Расплачиваться криптовалютой нельзя, а вот декларировать ее надо обязательно. Вообще юридических нестыковок, противоречий в плане цифровой валюты очень много. Похоже, власти пока точно не знают, что делать с биткоинами в принципе, а между тем, в нынешнем году их оборот в России приблизился к 16,5 миллиарда рублей (12 процентов от общей капитализации мирового крипторынка). Россия – в топ-3 стран, добывающих биткоины.

– Как это вообще можно добыть? – удивляется фермер. – Это что, руда? Я так понимаю, если ты откуда-то забираешь что-то, то оно там убавляется, так? А эта фигня, «цифровой след», она не убавляется. То есть, если учесть что в виртуале триллион биткоинов, получается, на них могут покупать и продавать горы товаров услуг и 100, и миллион, и 500 миллионов продавцов, так? То есть они просто передают этот цифровой след друг другу, когда нужно...

– Ты забыл еще, что эта цифровая валюта обрушивается на криптобирже. Например, ты там купил 100 биткоинов за 100 тысяч рублей, а через неделю они стоят всего 20 тысяч, понимаешь. В ФЗ No 259 нет даже понятия «криптовалюта», только «цифровая валюта». Она, кстати, фигурирует в законодательстве о противодействии легализации нелегальных доходов финансирования терроризма, о банкротстве, об исполнительном производстве, о противодействии коррупции.

– Как же так? Криптовалюту официально запрещают, но изъять могут.

– Именно, но, как пояснили юристы, только если ты обменяешь ее на деньги или имущество. Кроме того, вокруг крипты образовалось очень много мошеннических контор, открытых где-то на Виргинских островах. Вот я купил акции на Мосбирже, я знаю, кто мой брокер, у меня отчеты прямо в смартфоне можно прочитать. А кто конкретно занимается криптовалютой, понять довольно сложно. Непонятны мне и ее колебания на рынке. И экспертам тоже. Поэтому официально ею никто не занимается.

Понимаю, сейчас все подорожало, туймазинским фермерам не хватает оборотного капитала, и некоторые ударились в так называемый масмайнинг. Дали денег взаймы криптовалютчикам (юрлицо – где-то на далеких островах). А теперь ничего вернуть не могут. Их просто заблокировали на ресурсе фирмы и все. Так что лучше продавай за рубли.



Автор:Эмиль Мусин
Читайте нас: