Все новости
Мнение
29 Апреля 2022, 09:26

Как в Башкирии встречают беженцев

предоставлено пресс-службой правительства.
Фото:предоставлено пресс-службой правительства.
Ляля Латыпова
Журналист

«В Уфу приехали более 300 переселенцев из Донбасса. Это уже второй эшелон, прибывший в республику…», - еще месяц назад эти заголовки информационных сообщений  коллег из сетевых изданий Башкирии дали бы повод для опасений. Мол, как воспримет местное население приехавших? Но неделю назад у меня состоялась поучительная встреча…    

- Деньги не возьму. Скоро доберусь до места, меня там ждут родные, - поспешно отказывалась пожилая женщина от денег, которые протягивал ей молодой мужчина. Он занес ее довольно приличные баулы в вагон поезда, следовавшего через Урал в сторону Сибири.

- Я только спросила у мужчины возле вокзала, где можно купить продукты. А он и продукты сам купил, и до поезда проводил, - повернувшись к нам, попутчицам, растерянно начала объяснять женщина. Увидев в наших глазах немой вопрос, устало вздохнула, - из Мариуполя я.  Вот, по России катаюсь.

- Почему же деньги не берете? Пригодятся, - раздался голос бабушки из соседнего отсека плацкарты, которая так же только зашла в вагон. – Я тоже дам, деньги у меня есть: пенсия хорошая – 18 тысяч рублей, - пыталась она убедить свою ровесницу, перемежая русские слова с татарскими, для убедительности жестикулируя руками…

- До сих пор не могу привыкнуть, что незнакомые люди пытаются мне помочь, - на глаза нашей попутчицы навернулись слезы.

В дороге мы с ней вместе провели целые сутки, было время наговориться. Валентина Анатольевна (так звали нашу попутчицу - жительницу Украины) родилась в центральной полосе России, покинула РСФСР в семидесятых годах прошлого века (нашла свою судьбу в лице украинского парубка и уехала на его родину). И вот теперь была вынуждена покинуть дом, который находился в небольшом селении под Мариуполем.

Произошло это еще в середине марта. Правда, это уже был дом ее дочери, поскольку ее собственный был разрушен снарядом накануне Международного женского дня. Хозяйки в тот момент не было внутри по счастливой случайности: напекла пирогов и пошла с угощением к дочери.  Домой планировала вернуться к ночи – всегда ночевала там. При том, что уже несколько дней обитателям квартир приходилось ходить дома в пальто и в валенках. Ведь как рассказала тетя Валя, в квартирах были выбиты все оконные стекла, да и вообще военные-земляки разворотили все в округе. Причем, похоже, намеренно били по жилым кварталам. В итоге разнесли и ее дом.  

- Они не давали нам эвакуироваться – стреляли по тем, кто пытался уехать на машинах. Да и просто так без повода стреляли: убили 10-летнего мальчика, который пришел к роднику за водой. Даже не посмотрели на то, что рядом церковь. Мужчину застрелили во дворе прямо возле мусорки, его соседи похоронили ночью там же – чтобы собаки не растащили. Я сама оглохла на одно ухо от взрывов, - тихий монолог 74-летней женщины был обреченно-смиренным.

Ей все-таки удалось покинуть ставшими опасными родные места. Вместе с ней родину покинули внучка с мужем и младшая дочь. Ехали с опаской: «Как встретят в России?»

- Больше всего боялись, что в вашей стране нас будут ненавидеть, - призналась женщина. –  А нас встретили как родных. Вот, вещей надавали, медицинскую помощь оказали, предлагали насовсем остаться. Но у мужа внучки есть родня в Тюмени. Он там уже на работу устроился - на завод и даже по своей специальности.

Пока нас бесплатно поселят в гостинице. Потом квартиру снимем, только пенсию нужно мне свою перевести в Россию. Она, конечно, небольшая, хотя стаж работы у меня солидный - я всю жизнь на промышленном предприятии проработала. Будем начинать новую жизнь. Главное, что не под обстрелами.

…До своего места назначения я доехала раньше тети Вали. Но успела увидеть: многие, кто покидали вагон на своих остановках, на несколько секунд останавливались возле пожилой женщины, чтобы приободрить и пожелать ей доброго здравия и счастливого исхода этой истории.

В этот счастливый исход верится легко. Потому что главное богатство нашей страны не газ, на котором, как на крючке, сидят те, кто нас откровенно ненавидит, а люди, в которых не иссякает щедрость души и милосердие.

Да, в обычные дни могут быть какими угодно, а в трудные – это просто божьи люди. Их у нас, в отличие от денег, много. Зато деньги могут обесцениться, а лучшие человеческие качества – нет.  

Читайте нас: