Все новости
Мнение
18 Января 2022, 10:00

За что сельчане Башкирии любят Муртазу Рахимова, или Почему на сельхозпай и козу не прокормишь

Васили Саитовой.
Фото:Васили Саитовой.
Эмиль Мусин
Журналист

Удивительно стойкое убеждение есть у сельчан, имеющих паевые участки бывших колхозов. Они уверены, что земли в Башкирии не разворовали только благодаря Муртазе Рахимову. О том, что его сын фактически похитил миллиарды от продажи нефтехимического комплекса, они даже не задумываются. А также о том, что общедолевую собственность на землю установила Дума и передала ее колхозникам, ветврачам и сельским учителям. И бывший глава региона не имеет отношения к сохранности земель и перемене их статуса. С 1991 года агрофирмы арендуют у сельчан эти земли и расплачиваются, в основном, фуражным зерном и сеном. К примеру, в Стерлитамаке величина пая — составляет восемь гектаров, в Туймазинском — 3,4 гектара.

Но миф о строгом и справедливом Муртазе Губайдуловиче, «снабдившем народ землей», нередко оживает на сельских сходах, собраниях пайщиков. Откуда же корни мифа? Как только в каком-нибудь селе открывался производственный сельхозкооператив, Рахимов разрезал ленточку. Жители деревни Якшаево Туймазинского района, например, помнят, как бывший глава региона велел выпрямить русло реки, чтобы четыре дома не сползли в воду. Развернули стройку БАМа. Стоимость человеко-часов и потянувшихся верениц грузовиков со стройматериалами никто не считал. Дешевле было нескольким семьям дать новое жилье. Пока выпрямляли русло, машины разбили отличную асфальтобетонную якшаевскую дорогу. Теперь одни сельчане проклинают бывшего главу региона, а другие восхваляют.

Вторая основа мифа: «При Рахимове больше было личных подсобных и фермерских хозяйств, а сейчас меньше, потому что трудно». И опять влияние бывшего руководителя на рост или уменьшение хозяйств, тарифов на ресурсы преувеличена. Гранты и субсидии на развитие малого сельхозсектора выделяли федералы. Многим агрофирмам, фермерам республиканские ведомства в 90-х не помогали абсолютно. Они, можно сказать, во многом создались вопреки, но ленточки перед открытием приезжал разрезать всем известный представительный человек. Он очень много ездил и журналисты вслед за ним.

Третья основа (цитата из народа): «Был в Татарстане, Новгородской, Белгородской областях, там всю землю возле сел продали и скот держать невозможно. Нет лугов, сенокосов и т. д. А в Башкирии земля свободная есть. Спасибо дорогому М.Р.».

Но за это надо благодарить районные власти. Налоги от застройщиков наполняют местные бюджеты и поэтому главы немало сельхозземли передали под застройку. Но луга под выпас еще есть. Кроме того, сельчане не задумываются об агропромышленном отставании Башкирии, оттоке населения в большие города, низкой стоимости, например, паевой земли. В Стерлитамаке один пай (восемь гектаров) стоит около 50 тысяч рублей. Это просто смех. 6250 рублей за один гектар, в Туймазинском и других районах — еще дешевле и ее никто не хочет покупать. Хотя акулы агробизнеса вьются, окучивают пайщиков, но им нужны сгруппированные паи, а сгруппировать пенсионеров Башкирии сложно. Достаточно крикнуть какому-нибудь местному коммунисту: «У вас землю отымають» и никакого консенсуса не будет.

За год многие пайщики в Туймазинском районе получают в среднем два мешка фуража и один рулон сена весом 450 килограммов. Прокормить этим всем можно половину козы. А вот за это кому сказать спасибо: за состояние большинства агрофирм Башкирии, которые, якобы, больше давать паевикам не могут, за важный, но недооцененный земельный ресурс?

Я много лет беседовал с пайщиками, они уверены, что паи — не ахти какая ценность, ведь от арендаторов хотелось бы больше. Себестоимость выращивания растений и животных в Башкирии высока, труд аграриев оплачивается низко, не хватает кадров, медленно осваиваются высокоэффективные агротехнологии. Но самое интересное, что эффективные хозяйства, получающие по 35-40 центнеров зерна с гектара есть (Илдус Батыров КХ «Уныш», Туймазинский район), в то время, как в среднем по Башкирии обычно — 22-24. Таких надо и можно найти, но пайщики сидят по домам. Кроме того, владелец пая (пенсионер) по ФЗ № 136 обязан не допускать ухудшения экологического состояния, уменьшения плодородия почвы, мощности гумусового горизонта. А ведь агрофирма может угробить землю быстро. И здесь собачка зарылась сильно. Достаточно два раза подряд без восстановления почвы посадить подсолнечник, и такая земля не даст урожая.

Пай можно передать в доверительное управление, аренду и продать. Но все же делать этого сегодня в Башкирии не стоит. По прогнозам специалистов, земля сельхозназначения будет дорожать, и конкуренция за нее растет семимильными шагами. Уже приходят более эффективные арендаторы. Чуть не сказал: «Спасибо за это дорогому Муртазе Гу...».

На самом деле благодарить надо рыночную конъюнктуру и рост спроса на продовольствие. Не далек тот день, когда семья бывших колхозников, имеющая паи, будет получать 100-200 тысяч рублей в год арендной платы.

В рубрике «Колонка» публикуются тексты, которые выражают личное мнение публициста - автора, не всегда совпадающее с официальной позицией редакции «Общественной электронной газеты», ИА «Башинформ», каких-либо органов государственной власти.

Читайте нас: