Все новости
Мнение
11 Апреля 2021, 18:25

Уфимские Набатовы славились многодомностью и многочадностью

Парадный вид главного дома усадьбы Набатовых № 43. Фото предоставлено автором.
Парадный вид главного дома усадьбы Набатовых № 43. Фото предоставлено автором.
Павел Егоров
Историк Уфы
Усадьба Набатовых — один из немногих архитектурных памятников Уфы, сохранявшийся до последнего времени довольно полно как усадебный комплекс. Расположена усадьба на улице Александровской (ныне это по улице Карла Маркса усадебные места №№ 43 и 45). По архитектурному замыслу главный дом-особняк Набатовых и соседний угловой дом дворян Шкапских открывают южное начало квартала, они выполнены в единой стилевой совокупности и гармоничном единстве друг с другом.
Застройка здешних кварталов прихода храма во имя святого благоверного князя Александра Невского начинается с 1820-х годов. Вокруг «дворянской церкви» селится городская знать — дворяне и купечество. Главный дом усадьбы Набатовых построен до 1852 года (первая половина ХIХ века), скорее всего, это первый дом на настоящем месте, появившийся при застройке Александровской улицы в сторону возводимой в 1824-36 годах Александро-Невской церкви. Это исходит из архитектурных показателей лицевого вида дома Набатовых (в Москве такие памятники архитектуры датируются 1820-1840-ми годами) и доказывается накладыванием плана Уфы 1852 года на нынешнее состояние местности. Характерная форма главного дома с длинным выносом вглубь двора сохранилась и совмещается с его очертаниями на вышеуказанной карте 1852 года. Деревянное же втопленное парадное, примыкающее с северной стороны — позднего времени возникновения.
Во второй половине XIX века на этой усадьбе квартала № 24 Второй Городской части складывается характерное для того времени подворье, в котором присутствуют: главный господский дом с воротами, флигели, доходное жильё для квартирантов, хозяйственные постройки, склады во дворе и проч.
Набатовы – старинный разветвленный купеческий и мещанский род, состоявший в родстве со многими уфимскими семействами, бывший в самой гуще городских событий. Вот как пишет в своих воспоминаниях об уфимских масленичных празднествах Михаил Нестеров. Много раз уже цитировались эти сочные строки, но не грех повторить их в сто первый раз, тем более, что участником оных выступает один из Набатовых: «…А вот сломя голову летит посреди улицы, обгоняя всех, осыпая снежной пылью, на своих бешеных иноходцах (…) – Александр Кондратьевич Блохин (…), богатырь-купец жжёт себя с обоих концов. За Александром Кондратьевичем мчится, сам правит, великан-красавец – удалой купец Набатов. К нему прижалась молоденькая супруга: едва-едва сидят они вдвоём на беговых санках. И страшно-то ей, и радостно с милым лететь стрелой… Вся эта ватага несётся вниз по Казанской до Троицы, чтобы обратно ехать шагом. Так принято, да и коням надо дать передохнуть. А там снова – кто кого, пока сумерки не падут на землю…».
Согласно Раскладочной ведомости налогов с недвижимого имущества города Уфы на 1897 год, мещанин Набатов имеет здесь: деревянный дом с антресолями (главный дом), каменный флигель, флигель, лабаз, баня (во дворе). Общая стоимость недвижимости оценивается в 270 рублей в ценах того времени.
К сожалению, Нестеров не назвал купца Набатова по имени-отчеству. Но, учитывая, что в 1904 и 1908 годах усадьба принадлежит Матвею Алексеевичу Набатову (в 1904 году он назван мещанином), и других набатовских усадеб в Уфе не было, с большой долей вероятности можно сказать, что речь идёт о нём или о его отце.
В 1911 году усадьба принадлежала его жене (а в те годы уже вдове) Набатовой Александре Андреевне. Дальнейшая судьба никого из Набатовых нам не известна. В Уфе жили также ещё иные Набатовы: Дмитрий Семёнович, Фёдор Дмитриевич, Алексей Фёдорович, Константин Фёдорович, Петр Алексеевич, и иные. Все между собою были в родстве. А согласно метрическим книгам, Константин Фёдорович Набатов несколько раз был крестным младенцев своих родных.
К 1923 году советская власть отобрала два дома на усадьбе по Александровской, 45 (ныне №№ 43 и 45) уже у некого Ермолая Григорьевича Родионова, купившего её у Набатовых (согласно Окладной книге) в 1912 году за 11.520 рублей, купчая крепость заключена 15.11.1912 года.
По Всероссийской переписи 1923 года на данной усадьбе, принадлежавшей уже ГКО, находились следующие здания: деревянный двухэтажный жилой дом, каменный двухэтажный жилой дом [это рассматриваемые лицевые здания], каменный одноэтажный каретник и сарай, каменные одноэтажный службы, деревянная одноэтажная баня и погреб, каменный одноэтажный склад, каменный одноэтажный мыловаренный завод. Всего проживало здесь на тот год 28 человек — восемь семей в пяти квартирах.
Несмотря на изъятие домов, Родионов Ермолай Григорьевич считается арендатором усадьбы и имел здесь: в 1926 году дом деревянный одноэтажный для жилья с канцелярией, дом каменный дом каменный двухэтажный для жилья [это рассматриваемые лицевые здания], флигель деревянный одноэтажный для жилья, склад № 1 тесовый одноэтажный, склад № 2 каменный одноэтажный, пристрой к складу каменный одноэтажный, склад № 3 деревянный одноэтажный, склад № 4 каменный одноэтажный, лавочку деревяннуюодноэтажную, каменную мастерскую.
Из двух переписей можно заметить, что в зависимости от вкусов переписчиков (как и везде по Уфе) главный дом усадьбы отмечается то как одноэтажный, то как двухэтажный; а в переписи 1897 года он называется «деревянный дом с антресолями».
Как сказано выше, главный дом усадьбы, выходящий на красную линию Александровской, относится к немногочисленным представителям т.н. «лепнинного стиля» и причислен к особо ценным зданиям-памятникам архитектуры Уфы. Хотя особняк создаёт впечатление каменного дома, он выстроен из лиственницы, а лепнина нанесена на оштукатуренный фасад. Он расчленён лопатками, которые, переходя в цоколь, выступают в виде лёгких контрфорсов. Окна украшены линейным, рельефным обрамлением, сандриками в венчании имитацией клинчатого камня. В простенках над окнами также каннелюрный рельеф с лепниной. Фриз — с кронштейнами над лопатками. Поверхность лопаток имеет также сложный линейный лепной рельеф. Формы стилистики фасада смешанные: поздне-классические, необарочные, отчасти присутствует и орнаментика модерна, что может указывать на доработки фасада в начале ХХ века. Нижняя часть оконных наличников отсутствует (возможно отпала или была сбита). Нерадивыми жеушными ремонтниками в спешке к «ШОСоБРИКСу» особняк покрашен некачественной краской, которая быстро отшелушилась.
образом, главный особняк Набатовых выстроен в первой половине XIX века; то есть, по мнению специалистов, имеет более раннее происхождение. По сведениям старожилов, записанных мною в благословенные 1990-е, брёвна сруба «до последнего времени давал смолку; погреб, да и весь дом, сух и крепок», видимо, существует хорошая дренажная система. Расположение парадного входа – боковое по одной линии с несуществующими ныне воротами. Парадный вход обозначен втопленным порталом, первоначальный декоративный фронтон, к сожалению, утрачен. С южной стороны к дому примыкает современный безобразный пристрой. Со двора особняк двухэтажен, частично оштукатурен, а частью и не обшит, окна тонут в земле, что указывает на полуторавековую древность.
Второй дом Набатовской усадьбы — кирпичный, двухэтажный с магазином в первом этаже, построен в начале ХХ века. По типу — доходный дом с торговыми помещениями в первом этаже. Внутри сохранилась каменная арка, идущая через большую часть первого этажа. Под домом есть сводчатый подвал. Фасад решён с использованием элементов «кирпичного стиля»: межэтажный пояс с ребристой кладкой, окна обоих этажей и фриз с различным геометрическим рельефом. С южном фланге к зданию примкнут современный пристрой. Между первым и вторым домами находились каменные ворота во двор. В 1970-1990-е годы в здании размещалось районное управление жилищного хозяйства. Дом в 2015 году очищен очередными хозяевами от набелов до красного кирпича, но по сей день пустует, не сошлись в цене продавец и покупатель.
Третий дом — служебный, кирпичный, полутораэтажный с кирпичным аттиком (который был закрыт поздними сараями), находился во дворе. Под аттиком был центральный вход. Он есть уже в Раскладочной ведомости 1897 года: каменный флигель. По воспоминаниям старожилов, здесь было и хранилище вещей, которые уфимцы сдавали сюда от пожаров и прочих напастей (своеобразная камера хранения). После 1930-х годов здесь размещалось «Заготзерно» (министерство хлебопродуктов). С 1956-58 годов — склады Ленрайпищторга, заготплодовощ. Бывшие набатовские, ныне пустующие кирпичные строения складов тянулись довольно далеко вглубь двора, едва ли не до середины квартала, в том числе — знаменитая «дверь в небо».
В конце ХХ венка склады пустовали, некогда «образцовый двор» всё более загаживался, Набатовские дома были перенаселены. Дворовые строения во второй половине 2010-х были снесены, на Набатовской усадьбе и на прилегающей к ней двором Кугушевской разрушены погреба, каретники, дровяники; теперь здесь пустыри. По воспоминаниям старожилов усадьбы, весь двор купеческой усадьбы был вымощен красивым «вечным белым камнем», поставленным на ребро, редкий пример такого замощения в Уфе. Ныне этот белый камень под толстым слоем грязи и асфальта. Плиты каменные лежали и по тротуару вдоль Александровской улицы. На лицевых зданиях утрачены парадные крыльца, а между ними разрушены каменные ворота.
Если соседний Шкаповский дом, хотя бы частично, но обрёл рачительного хозяина (об этом я писал в одном из предыдущих выпусков), то Набатовская усадьба ждёт чуткого и внимательного архитектора-реставратора, который вернёт её в число живых и немеркнущих отреставрированных памятников истории и архитектуры Уфы.
Читайте нас: