Все новости
Мнение
4 Марта 2017, 09:00

О культуре доноса

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Владимир Глинский
Журналист, блогер
«А доносчику первый кнут», — выговаривала нам с сестрой мама, когда кто-нибудь из нас пытался заложить другого за мелкие шалости. «Ябеда-корябеда», — говорили мы в младших классах, когда кто-то из нас, хлюпая носом, говорил: «А я все маме (папе/брату) расскажу». «А ты, приятель, стукачок», — недобро прищуривались мы, став взрослыми, когда кто-то «палился» на слишком близких отношениях с властями предержащими.
А уж критика сталинизма вообще была построена на том, что современное ему общество да и само время были объявлены стукаческими и доносительскими... Но вот ведь какая странность, сегодня я все чаще замечаю, что именно те люди, которые вовсю культивировали во мне неприятие доносов, сами, оказывается, с удовольствием прибегают к этому социальному инструменту.
Вот буквально недавно на моих, можно сказать, глазах с моим давним другом, прекрасным художником и профессором кафедры дизайна в Магнитогорском технологическом университете Эдуардом Медером произошла крайне неприятная история, после которой он перестал быть профессором этого вуза. А ведь все началось с невинного поста в Фейсбуке, в котором он, отталкиваясь от факта публикации бывшим любовником принцессы Дианы своих воспоминаний, нелицеприятно высказался о том, что представляет собой современная европейская культура. Его оппонент, проживающий, кстати, в стране незаходящей за горизонт демократии, позволил себе не согласиться с таким мнением. Причем позволил это себе в очень вольной и некорректной форме, что вызвало столь же некорректную реакцию. Казалось бы, что такого? Два культурных человека разошлись во мнениях, ну погорячились. С кем не бывает? Однако ревнитель высоконравственной европейской культуры решил оставить за собою последнее слово. Просто взял и написал письмо ректору учебного заведения, в котором 22 года преподавал его оппонент, приложил распечатку спора, призвал, как водится, к общечеловеческим ценностям и потребовал принять меры. И что вы думаете? Руководство вуза взяло под козырек и меры приняло, заставив написать своего преподавателя заявление об уходе.
Понимаете, да? По доносу от жителя иного государства, в котором тот пожаловался, что «мальчик Эдя ему показал фигу и назвал нехорошим словом», был уволен профессор кафедры, который за два десятка лет работы выпустил огромное количество прекрасных специалистов.
Собственно, на этом можно было бы и завершить свой спич во славу доносительства. Но я напоследок просто напомню, что на самом деле во всем этом деле нет ничего странного. Вся западная демократическая культура уже многие века строится именно на доносительстве, правда там оно по-другому называется. Там оно уважительно считается активной гражданской позицией, которую проявляют добропорядочные граждане.
За мою жизнь, в чем только эти «добрые и светлоликие люди» меня не обвиняли — в «русском фашизме», в «издевательстве над православными святынями», в «мужском шовинизме» и еще много-много в чем. На меня поступали доносы в прокуратуру, в епархию, печатались доносительные письма в газетах. И я ни разу не видел ни тени сомнений в этих чистых незамутненных глазах наших ябед. А вы?
Автор:Владимир Глинский
Читайте нас: