Все новости
Мнение
4 Марта 2015, 09:00

Мне жалко Розу Люксембург

Илья Макаров
Журналист

Разрешите немного о весне, о берлинских каналах и наших мостах? Что их связывает?  Практически ничего. Разве что весна. Но не она одна, прошу заметить…

За окном начало марта. Не хочу опережать праздничную дату с ее восьмеркой, похожей на знак бесконечности, только стоящий вертикально. Но вспомнить о ней на три дня раньше, разве это грех? Ни в коем разе не примешиваю к этому факту и к этому событию политическую составляющую. Ну и что, что Клара Цеткин. Ну и что, что Роза Люксембург! Так ведь и до них, и после них весна как приходила к нам в марте, так неизменно в марте и является.

Другое дело, что отношение к празднику неоднозначное. В последние годы его старались как-то задвинуть, затереть в круговерти и суете капиталистических буден. Бедных революционерок современные историки стали грубо раздевать и ворошить их нижнее белье. Впрочем, их и раньше не очень щадили. К примеру, Нобелевский лауреат Иосиф Бродский обидел бедную Розу в своем безжалостном стихотворении. Не знаю, прав он или неправ, а только есть в этом его не самом лучшем стихотворении что-то не совсем хорошее. Если не сказать — отвратительное.

Взгляд Бродского на Берлинский канал и утопленную в нем в январе 1919 года Розу Люксембург известен.

Канал, в котором утопили Розу

Л., как погашенную папиросу,

практически почти зарос.

С тех пор осыпалось так много роз,

что нелегко ошеломить туриста.

Стена — бетонная предтеча Кристо —

бежит из города к теленку и корове

через поля отмытой цвета крови;

дымит сигарой предприятье.

И чужестранец задирает платье

туземной женщине — не как Завоеватель,

а как придирчивый ваятель,

готовящийся обнажить

ту статую, которой дольше жить,

чем отражению в канале,

в котором Розу доконали.

Иосиф пнул ее еще раз.

Прошли годы. Если быть точным, 95 лет. Фантазия убийц как была, так и остается убогой. У них либо канал, либо мост над ним. Это подтверждают события в Москве 27 февраля. Каким будет взгляд современных поэтов на Большой Москворецкий мост? Думаю, не скоро вообще кто-то бросит именно поэтический взор на происшедшее 27 февраля смертоубийство в центре Москвы. А если и бросит, то вряд ли это будет взгляд объективный и спокойный. Ибо рана болит. Стреляли в человека, в котором сочетались политик с плейбоем. А ударили по стране.

Уже сейчас, сегодня газеты, ТВ, радио и блогосфера превратились в поле битвы, где инакомыслящие винят во всем власть и, само собой, Путина, а противники — наоборот. А надо понять нам всем, что целили в нас всех, живущих в России. В каждого, без исключения. Не пожалели и этого рубаху-парня, который был для НИХ своим. А для НИХ нет своих.

…За три дня до 8 Марта вспомнился другой поэт — Юрий Левитанский. Он мало относился к политике. Он вообще никак к ней не относился. Правда, в Великую Отечественную он был солдатом и защищал страну. Но каждая строка в его творчестве продиктована и пронизана женским влиянием, его восхищением перед этими непознанными, непознаваемыми, странными и загадочными существами. Так что же там утверждает поэт Левитанский? Он говорит, что всем нам просто следует жить. Шить сарафаны и легкие платья из ситца. Вы полагаете, все это будет носиться? Он утверждает, что все это следует шить.

В этой своей загадочности и непредсказуемости женщины напоминают птиц или инопланетян. Вот они рядом — и вот их уже нет, вот они уже снялись с ветки, вот махнули крылом.  И вот ты уже стоишь один-одинёшенек и пытаешься крикнуть вслед: «Да я же хороший». Но ты уже не слышен — ты уже забыт…

Время нынче сложное. Нет покоя в сердце. Нет его и в стране. Нет его и на рубежах. Падает рубль. Падает баррель. Падают люди. Падают тысячи их на Украине — АТО, будь она проклята!

Как сделать так, чтобы все это прекратилось? Чтобы действительно все мы, даже самые отмороженные, оттаяли и вернули человеческий облик перед нынешней наступающей весной, перед нашими женщинами, с недоумением и ужасом взирающими на нас, мужчин.

А мне жалко Розу Люксембург…

Автор:Макаров Илья
Читайте нас: