Где-то читал, что фашисты, оккупировавшие Францию, развесили как-то на столбах приказы о том, что граждане обязаны сообщить в комендатуру обо всех евреях, проживающих по соседству. Наутро нацисты даже были удивлены огромными очередями — французы принесли доносы, как и было им предписано. И сдали всех, кого знали.
Но то западные ценности. Насколько знаю, у них там в крови сидит стукачество, которое возведено чуть ли не в ранг государственного мышления. Увидел что-то подозрительное — позвони 911. У соседа за стеной женские визги и сладостные стоны — сообщи в полицию нравов. У жены друга появилось новое колье — заяви в налоговую: откуда у него деньги на драгоценности?
Зря вы думаете, что у нас наоборот. Есть хорошее изречение Сергея Довлатова о том, что Сталин, конечно, преступник, но кто тогда написал четыре миллиона доносов? Самое интересное, что писали в органы наши граждане даже не анонимно (что можно было списать на какие-то остатки стыда), а вполне открыто, искренне полагая, что помогают искоренять зло.
«Антилегент Петров в уборной читал газету с портретом Сталина, а вышел без нее. Значится, подтерся! Я сам видал!»
Наверняка, эти доносы до сих пор хранятся в спецхранилищах ФСБ, только жаль, что власти их не разрешают опубликовать. Оно и понятно — появись имена и фамилии доносчиков в открытом доступе, наследникам их не позавидуешь. Разорвут.
Если для одних — это помощь компетентным органам в очистке советской земли от врагов народа, то для других это был отличный инструмент для отъема чужого имущества, квадратных метров, собственности, должности, женщины, наконец. Или сведение старых счетов, черная зависть.
Есть множество биографической литературы, где описано, что стукачество никуда не делось и после смерти Сталина. Характерный пример: 70-е годы, на завод приходит инженер после института. Его тут же вызывают в первый отдел. Беседуют:
— Тяжелая политическая обстановка, холодная война, бдительность и только бдительность, бла-бла-бла…. Если что-то подозрительное, сообщайте нам, хорошо, товарищ?
Инженер соглашается, конечно. Империалистические шпионы не пройдут!
Потом его периодически расспрашивают об обстановке в коллективе, кто что говорит, какие анекдоты рассказывает. Затем просят написать характеристики на своих сослуживцев. Инженера вроде совесть мучает: как так? Стучать же нехорошо! И он начинает писать в отчетах, что ничего не видел, ничего не слышал. Но поздно — он уже в списках.
И что, прикажете такого инженера тоже считать доносчиком?
Вообще, вопрос, конечно, очень спорный. Чиновник требует у тебя взятку — писать на него заявление или нет? Увидел ты, как автохам сбил ребенка и скрылся. Заявлять в ГИБДД или это донос?
Донос доносу рознь, скажете вы.