Читаю воспоминания писательницы Натальи Ильиной об Александре Вертинском. Она вспоминает, как, живя в Шанхае, он с деловой партнершей, имевшей небольшой капитал, открыл свой ночной клуб «Гардения». Если до того певец выступал в разных заведениях, работая на их хозяев, то теперь у него появилась возможность самому получать дивиденды со своей популярности и, безусловно, таланта. Только таланта поэта, артиста и певца, но не бизнесмена. Новый клуб, несмотря на бешеный успех у богемы, очень быстро прогорел. Причины? Просто радушный хозяин сам принимал гостей: друзей, знакомых, поклонников, выходя каждый вечер к столикам собственной персоной. Это был его клуб, его дом, а хороший хозяин дома обычно щедро угощает гостей. «Я так и увидела Вертинского, небрежно бросающего через плечо официанту: «Счета не подавать, запишите на меня!» Актерский темперамент владельцев «Гардении» заставил их так вжиться в роль гостеприимных хозяев, что они, думается, и незнакомых, разыгравшись, поили бесплатно», — вспоминает Наталья Ильина в своей книге «Судьбы».
Вот пример бизнеса, как говорится, с человеческим лицом. К сожалению, такой бизнес перестает приносить прибыль и становится чем-то другим, только не бизнесом. Я не раз слышала идеи от разных людей открыть в Уфе арт-кафе. Казалось бы, чего проще, ведь каждый сезон у нас в городе открываются десятки новых заведений, в последнее время просто какой-то бум на ирландские пабы, суши, пиццы, восточные ашханы, все что угодно. Но вот арт-кафе до сих пор почему-то нет! Для меня пример арт-кафе — это что-то вроде московских «ПирО.Г.И.» или «Билингвы», последняя, кстати, закрылась, но я любила там бывать. Понимаю, что в провинции подобные вещи в разы сложнее — еда и напитки должны быть недорогими, если владелец хочет обеспечить в этом кафе нахождение артистической среды. Богема должна там тусоваться беспрерывно, а это, опять же, невыгодно — они могут купить за весь вечер чай с пирожком, а бутылку водки незаметно вытащить из-за пазухи. Недаром во многих заведениях во всю мощь врубается музыка — чтоб посетители не могли нормально поговорить и быстрее освобождали столики. Но что же еще делать в арт-кафе, как не вести долгие культурные беседы?
Совершенно очевидно, что понадобился бы и вышибала, который зорким взглядом отделял бы городских сумасшедших, пожелавших закосить под членов литературного кружка. А в основном в такое заведение ходили бы друзья и приятели хозяина. А с них денег брать как-то совестно. А тут еще и над достойной программой надо все время думать, связываться с этими безответственными музыкантами… Нет, я понимаю владельцев ресторанного бизнеса, гораздо выгоднее открыть новый ирландский паб!