Все новости
Регион102
25 Сентября 2020, 17:47

В башкирском Зауралье растёт число экологических протестов

События на шихане Куштау породили цепь новых экологических протестов в Башкирии, в частности, в Зауралье.

Фото Евгении Сюткиной.
Фото Евгении Сюткиной.
События на шихане Куштау породили цепь новых экологических протестов в Башкирии, в частности, в Зауралье. В Баймакском районе местные жители переживают за судьбу озера Талкас из-за планов ООО «Семеновский рудник» разрабатывать месторождение золота и построить там обогатительную фабрику, в Абзелиловском районе протестуют против планов «Русской медной компании» освоить месторождение меди. У этой истории две стороны, одна – стремление сохранить чистую природу, другая – стремление добыть из земли нужные человеку ресурсы для дальнейшего производства и получения прибыли.

Так что же делать, чтобы разрешить конфликт между этими двумя интересами? После общения с экспертами и участниками рынка становится ясно: легких решений нет, но есть рецепты, с помощью которых можно сгладить эти противоречия и не впадать в крайности. Если одна крайность - это вообще прекратить добывать природные ископаемые (к этому призывает Грета Тунберг), то вторая – тяжелые экологические последствия (на слуху пример с «Норникелем»).

Итак, что же советуют люди, которым близка эта тема?

- С людьми надо разговаривать, - считает кандидат экономических наук, сотрудник Финансового университета при правительстве России и бывший горняк Рустам Камалов. И рассказывает, как во время его работы в «Башкирской меди» они проводили разъяснительную работу с жителями села Подольское. - Порой жители знают такое, что может оказаться полезным и для производства, - говорит он.

- Одними разговорами не обойдешься, надо выделять деньги на экологическую безопасность, - говорит председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов. И с ним трудно не согласиться.

- За последние десятилетия приоритеты в головах людей поменялись, - напоминает бывший руководитель управления Ростехнадзора, ныне доцент кафедры промышленной безопасности УГНТУ Рустэм Шайбаков, - если раньше интересы государства были важнее, то теперь преобладают интересы коммерческие, прибыль, в первую очередь.

- Всё зависит от добросовестности собственника и менеджмента предприятия, - добавляет экономист Рустам Камалов, - а весь инструмент давления на бизнес имеется.

- Люди стали более требовательны к власти и промышленникам, они стали более ответственно относиться к той земле, на которой живут, - говорит главный редактор «Эхо Москвы» в Уфе Руслан Валиев, поясняя причину роста экологической активности граждан. И дает свой совет: - Надо налаживать диалог, чтобы общество высказывалось и требовало, а власти и промышленники к нему прислушивались.

Лично меня удивили слова одного из экспертов о том, что лицензии на разведку природных ископаемых и их добычу выдаются Роснедрами одновременно. И без экспертизы. И получается, что чиновникам из федерального ведомства закон не устанавливает требования исследовать конкретную местность на наличие ограничений – будь там краснокнижные животные или растения. И тут явно напрашиваются поправки к закону по этой части.

Звучат и другие вполне здравые предложения об изменении законодательства:

- платежи за негативное воздействие на окружающую среду надо «покрасить» (обеспечить их целевое использование);

- предусмотреть в законе ответственность собственника предприятия за нарушение природоохранного законодательства;

- ввести утилизационные сборы для промышленных предприятий, которые в будущем рано или поздно придется ликвидировать. В качестве примера можно вспомнить «Химпром», на санацию которого сейчас нужны огромные деньги. Такой механизм позволил бы исключить повторение такой ситуации, как на «Химпроме».

Вот фразы, которые заставили меня всерьез задуматься:

«Экологией никто у нас серьезно не занимается»,

«Сегодня требования экологической безопасности на 100 процентов не соблюдает никто»,

«Экологическая ситуация улучшаться в принципе не может, цивилизация неизбежно движется к гибели, вопрос только во времени».

Мрачные прогнозы, неутешительные слова, если вдуматься. Надежда в одном: мы сможем ограничивать аппетиты тех, кто в погоне за прибылью экономит на экологии, а человечество научится создавать материальные блага, не разрушая до основания свой собственный дом. Иначе разве можно называть нас homo sapiens - человек разумный? Ведь дом – это не только квартира, это республика, страна и планета.
Автор:Абдуллин Разиф
Читайте нас: