Все новости
Общество
20 Мая 2015, 13:12

Записки бывшего горожанина — 23

Весна в деревне приносит новые радости и новые проблемы. Просыхают дороги, прилетают птички, но в то же время во весне переполняется канализация, и приходит время для новых строек. 

Фото предоставлено автором.
Фото предоставлено автором.
Грязь в деревне — дело непостоянное и носит характер хотя и затяжного, но не перманентного стихийного бедствия. Как только солнце становится повыше, да пожарче, так сразу все просыхает, а окружающий мир начинает восприниматься по-другому.
Так и случилось уже ближе к концу апреля. Снег исчез, грязь подсохла, озеро наполнилось водой. Появились первые птички, названия которым я не ведаю. Но вскоре, с началом мая, робкие одиночные голоса, славящие весну, сменил бодрый громкий хор лягушек. Кому-то лягушачьи песни не нравятся, а мне так — божьи твари, и им ничто, чуть не написал — человеческое — не чуждо.
Просыпаешься утром, а они уже вовсю квакают. Тут и кукушки прилетели, соловьи появились. Все идет к тому, что скоро будет и птичий хор. Именно так было в округе, когда мы переехали в деревню в самом конце мая.
Однажды прилетели и утки на наше озеро. Были они какие-то интересные, крупные и с красными головами. В последнее время постоянно отмечаю, что утки развелись везде, и никто на них особо не охотится, а все больше норовит сфотографировать и покормить. Вот, например, в Красноусольском санатории утки до того воспринимают человека, а не наоборот, в качестве кормовой базы, что когда нет отдыхающих, сами приходят в столовую. Здесь же, в деревне, уток пока никто не кормит, но и не трогает. В прошлом году было четыре выводка — прямо на задах плавали. И нынче утки прилетели.
Из минусов весны было то, что уровень грунтовых вод поднялся на запредельную высоту, и из колодца канализации ручеек потек самотеком в огород. Воздуха он явно не озонировал. Но откачивать было бесполезно. По словам жителей соседней деревни, Карпово, наполнялась система Шамбо буквально за день. Кстати, в деревне ни для кого не секрет, что канализация делается не изолированно от окружающего пространства. Все стоки фильтруются в почву, а уж оттуда никто не знает, куда дальше. Но как говорил один мой знакомый, в саду нормальное дело, когда вода из колодца попахивает, сами знаете, чем.
В условиях, когда грунтовые воды далеко внизу, эта штука работает. Но вот когда в полуметре от поверхности, то нужно что-то кардинально придумывать. То ли изолировать сток, то ли наращивать сам колодец. Еще одна задачка, которая нарисовалась в процессе постижения деревенских реалий.
Достраивая пристрой к дому, который оказался огромным, я постепенно постиг еще одну вещь загородной жизни — свободного времени у тебя никогда теперь уже не будет, так же, как и свободных денег. Все эти ресурсы пойдут на сколько угодно дел, которые в перспективе выстраиваются в очередь: переделка забора, постройка бани, благоустройство двора… Теплицу тоже надо, и второй этаж, а болото засыпать. Почему я не живу с внучкой Рокфеллера?
Тут вот еще, какая коллизия выходит — если все делать самому, то получится дешевле, но значительно дольше и местами кривовато, поскольку труд в одиночестве весьма не производителен — там нужно кому-то подержать, тут помочь стрельнуть и отмерить. Но если нанимать кого-то, то деньги закончатся тут же, ибо ценник различными шабашниками выставляется прямо-таки умопомрачительный. Думаешь: в стране, говорят, кризис какой-то, а тут вон оно что! Никто и не собирается сбавлять цен и работать адекватно. Наоборот, цены все задрали. В общем, я не готов к эксплуатации человека человеком, буду сам потихоньку строить и делать, параллельно привыкая к мысли, что разные найтклубы и вернисажи не для меня.
Просохшие дороги сделали возможным экономию бензина. Я выкатил из сарайки велосипед и, какое-то мгновение повспоминав, как на нем ездят, покатил вдаль по улице. Снова стали доступны магазины в оперативном режиме. Шаговая доступность в городе и в деревне имеет разные стандарты. Если в городе это 100-200 метров, то, скажем, у меня до ближайшего магазина около километра. До следующего еще четыре. И бывало, вспомнишь по зиме, что забыл купить, например пармезан, прыгаешь в валенки и вперед, по темной улице, под свист пурги и лай собак из подворотен. Потом долго вспоминаешь свой поход, согреваясь у батареи отопления. Сейчас же, велик, хотя и поскрипывает и где-то что-то скрежещет, но в целом все куда лучше.
Пришло время делать грядки. Машина чернозема в этом году стоит восемь тысяч, но покупать его, даже и за половину стоимости весьма опасно — как того кота в мешке. Видел я, как его рыли на брошенных полях, и один раз даже сразу рядом с дорогой, где стоят камазисты-шабашники. Как говорится, не отходя от кассы. Кто-то заказал чернозем, тут же в 20 метрах взяли и наковыряли при помощи погрузчика. Поэтому чернозем копал тут же, на свободном от грядок месте. Честно говоря, вообще не вижу смысла отсыпать дорогим, неизвестного происхождения черноземом участок, если он у вас там и так есть. У нас всю жизнь был луг, просто строители, когда ровняли площадку, все перемешали с глиной. Но если знать места, можно было на свет божий достать ядреный чернозем, и вот уже не надо тебе никаких покупок. Так-то деньги есть, на что потратить, и траты впереди предстоят еще ого-го какие! Это, правда, уже другая история. Но про чернозем, как говорится, хозяйкам на заметку.
Автор:Кузнецов Валерий
Читайте нас: