Дело о продаже квартиры Ларисы Долиной получило широкую огласку. Известная артистка, продав недвижимость, впоследствии заявила о мошенничестве и оспорила договор в суде, отказавшись передавать квартиру покупателю. Тем не менее, 16 декабря Верховный суд России, отменив решения предыдущих инстанций, признал покупателя добросовестным приобретателем. Но до этого в русском сегменте интернета завирусилась кампания по уничижению Ларисы Долиной, вплоть до отмены ее запланированных гастрольных выступлений.
О том, к чему привела травля знаменитой певицы в медиапространстве, рассуждает депутат Госсобрания Башкирии, первый заместитель председателя парламентского комитета по развитию институтов гражданского общества, информационной политике и делам религий Шамиль Валеев.
— В «казусе Долиной», который повлиял как на рынок недвижимости, так и на умонастроения в IV квартале 2025 года, помимо юридического аспекта (который в итоге был выправлен — в стране убрали предпосылки для создания неправового прецедента), меня больше заинтересовала история «коллективной отмены» и травли певицы, — отметил депутат. — По медиа начали тиражироваться сообщения об отмене ее концертов и выступлений в связи с «делом Долиной-Лурье».
Разумеется, дело не в этой квартире и даже не в решениях суда: для определенного, довольно широкого круга людей появилась легальная жертва, публичный человек, которого безопасно для себя можно громко ненавидеть, не опасаясь статьи за фейки, дискредитацию армии, оскорбление чувств верующих или «разжигалки межнационалки» с экстремизмом. Долина не ответит. За Долину не посадят.
Если бы участники этой медиатравли на самом деле желали исправления ситуации, выплаты потерянных в сделке денег, то, наверное, не поощряли бы отмену концертов Ларисы Долиной и другие проявления остракизма. Для артиста концерт — порой единственный способ заработать.
Определенная куражливая радость, новости об отмене ее концертов и тот факт, что певицу сделали изгоем, никоим образом не исправляет ситуацию с пострадавшей матерью-одиночкой, у которой обнаружилось более ста миллионов рублей на покупку дорогой квартиры у знаменитой певицы.
По мнению Шамиля Валеева, «культура отмены», мода отменять различного рода деятелей искусства — это формат мышления глобалистов.
— Началось это на Западе. То есть человек, который каким-то образом проштрафился, нарушил правила, прежде всего консервативные, вдруг становится, как в романе Джорджа Оруэлла «1984», «нелицом». Его всюду вырезают, творческий вклад обесценивают, лишают доходов, и, не сговариваясь, подвергают демонстративному изгнанию из публичного поля. В то же время, в судебной практике 2025 года есть гораздо более серьезные по объему денег и количеству пострадавших конфликты и преступления, в том числе и на рынке недвижимости — счет порой идет на миллиарды и на сотни, тысячи «кинутых». Но средний класс и офисный планктон ополчился и обрадовался возможности легально «запинывать», унижать и подвергать травле, бойкоту известного человека — женщину, чей вклад в искусство трудно переоценить, а творческое влияние длится не менее 40 лет.
Как напомнил собеседник «Электрогазеты», у Ларисы Долиной много выдающихся произведений, исполненных безукоризненным и выразительным джазовым голосом, безупречных с творческой точки зрения, и любимых страной, таких как «Три белых коня» из фильма «Чародеи», «Льдинка» из раннего творчества, всем известная «Погода в доме», — на которых, возможно, тоже формировались ее нынешние антифанаты в 90-е годы, будучи малышами.
— Что касается юридической темы, я рад, что Верховный суд расставил точки над «i». Чем вызвано то или иное решение, чем руководствовался тот или иной судья — можем только догадываться, — отметил Шамиль Валеев.
Не исключено, кстати, что этот казус со временем даже поможет Ларисе Долиной вновь вернуться на большую эстраду: толпа бывает благодарна тому, кто безропотно дал себя «отпинать», остался в добром здравии и встал на ноги, заметил депутат.
— А повернуть минус на плюс — дело продюсерской техники. В последнее время мы все чаще наблюдаем цифровые феномены — внезапный интерес подростков к творчеству Кадышевой, «энергосберегающую» подтанцовку Булановой. Я, к примеру, впервые жизни послушал несколько песен Ларисы Долиной с большим меломанским интересом и обнаружил, впервые с детства, что она действительно выдающаяся певица. Думаю, что перезагрузка отношения российской аудитории и Ларисы Долиной благодаря случившемуся ускорится: наносное уйдет, а искусство останется, — подытожил Шамиль Валеев.