В минувшем году исполнилось 20 лет со дня создания информационного агентства «Башинформ», а в этом году исполняется ровно 20 лет, как я работаю в ИА «Башинформ» — сначала в должности заместителя генерального директора и руководителя информационной службы, а последние пять лет — заместителя главного редактора. Пришел я сюда в октябре 1996 года, уйдя с должности руководителя пресс-службы Президента республики, где оказался после 12 лет журналистской работы в газетах «Ленинец», «Советская Башкирия». Ушел по собственному желанию, не сработавшись с тогдашним руководителем Администрации Президента (Исмагилом Габитовым — прим. ред.) Он почему-то невзлюбил меня с самого начала, и все два года, пока я работал под началом Государственного секретаря Мансура Аюпова, с которым у нас были прекрасные, деловые отношения, откровенно выживал. И когда меня пригласили мои друзья в «Башинформ», я покинул Белый Дом с легким сердцем, вернувшись к своей любимой журналистской работе.
К тому времени «Башинформ» уже успел зарекомендовать себя как полноценное и авторитетное СМИ республики. Надо отдать должное той команде зачинателей «Башинформа», которые настойчиво шли к осуществлению идеи создания информационного агентства в нынешнем его виде. Сначала на базе газеты «Версия» они создали республиканское информационно-правовое агентство Башкортостана — РИПАБ. Они — это Виктор Журавлев, Евгений Асабин, Владислав Колокольников, Юрий Агров, Сергей Спатар, Борис Христов, Сергей Бекасов. Потом вышли к властям республики с предложением создания уже на базе РИПАБ полноценного, универсального, разнопланового информационного агентства. Помню, как летом 1994 года меня вызвал к себе Мансур Аюпов и попросил пригласить в Белый Дом «версианцев». На встречу пришли редактор «Версии» Виктор Журавлев, его заместители Евгений Асабин, Владислав Колокольников, несколько сотрудников. С собой они принесли, как сейчас сказали бы, бизнес-план будущего агентства, разработчиком которого был ныне покойный Евгений Асабин. Представляя его, были очень убедительны.
Ровно через полгода после этой встречи, 1 июня 1995 года, было издано распоряжение Совета министров РБ о создании информационного агентства республики. Не последнюю роль в выходе этого документа, наверное, сыграло еще и то, что в Татарстане уже несколько лет функционировало информационное агентство «Татаринформ». С названием мудрить не стали: раз у соседей «Татаринформ», у нас будет «Башинформ». Под агентство отдали помещение бывшего пошивочного ателье «Фантазия» на первом этаже жилого дома, на улице Гафури, 101. К моему приходу работы по обустройству здесь уже были закончены. Коллеги рассказывали, что было вывезено несколько десятков КАМАЗов мусора, при этом самые грязные и тяжелые работы - уборка строительного мусора, разгрузка доставляемых стройматериалов - проводились силами самих работников агентства.
Дела я принял у Владимира Мазина, со дня создания агентства, в течение года руководившего информационной службой и решившего перейти в газету «Республика Башкортостан» — туда его пригласили на должность заместителя редактора. Ныне он собкор федеральной «Сельской жизни». Компьютеров тогда еще не было, как и интернета, тексты информаций писали на бумаге, написанное вычитывал литературный редактор Юлай Каримов, вычитанный текст отдавали в набор. Печатала Рита Некрасова. Если бы проводили конкурсы машинисток, и она решила бы в них участвовать, то была бы там вне конкуренции. Печатала она так, будто строчила из пулемета, могла набирать, не глядя, вслепую. Позднее она научилась сама писать тексты, стала журналистом, работала в «Версии», в региональных вкладках федеральных газет. Сейчас Рита Некрасова — заместитель главного редактора газеты «Республика Башкортостан». Корректором работала выпускница филфака БашГУ, прекрасный знаток русского языка, Эльвира Латыпова, которая позже также стала замечательным журналистом, заведовала в «Башинформе» отделом экономики, заочно закончив еще и экономическое отделение БАГСУ. Сейчас она трудится в «РБК — Уфа».
Отпечатанные тексты размножали количеством не менее полусотни экземпляров, запечатывали в конверты и почтой отправляли в республиканские, городские, районные газеты. Первая пересылка информации по интернету в газету «Башкортостан» случилась в конце 90-х. Это была настоящая сенсация, начало новой эры, эпохи электронного «Башинформа». По этому случаю мы устроили праздник, на первых полосах газет это сообщение вышло в качестве главной новости. Примерно тогда же в Сети появилась своя информационная страничка «Башинформа», преобразованная впоследствии в полноценный сайт.
Работники информационной службы были молодые, боевые, причем образование у многих было не журналистское и даже не филологическое. Например, Владислав Троицкий, выпускник МГУ, имел диплом почвоведа, при этом писал прекрасные материалы по культуре, рецензии на спектакли, стихи сочинял. Марина Чепикова закончила иняз БашГУ. Отдел политики и аналитики сплошь состоял из историков. Руководила отделом выпускница истфака Марина Шумилова, до перехода в «Башинформ» заведовавшая музеем Уфимского авиационного техникума. Впоследствии она стала лауреатом республиканской журналисткой премии имени Шагита Худайбердина. Под ее началом трудились историки Сергей Жидков, Сергей Шушпанов, Рустэм Вахитов, нынешний главный редактор «Башинформа» Шамиль Валеев. У молодых были наставники — уже сложившиеся, с немалым опытом журналисты, которые и преподавали им азы мастерства: Владимир Мазин, Евгений Асабин, Владислав Колокольников, Лилия Зинова, Марина Чепикова, Рушан Киреев, Юлай Каримов, автор этих строк.
Мой приход в «Башинформ» совпал с началом проведения здесь пресс-конференций. Для этих целей на улице Гафури, 101 был оборудован специальный зал на входе в здание агентства, с левой стороны. Дело это было новое, неизведанное, до этого проведение пресс-конференций, брифингов для журналистов в республике не практиковалось, и нам приходилось осваивать это направление работы самостоятельно, непосредственно на практике. Оказалось, что это целая наука. Несколько первых лет выступать в качестве ведущего, модератора пресс-конференции мне пришлось самому, позже этому непростому делу научились и другие сотрудники агентства. Первым спикером наших пресс-конференций стал Михаил Горбачев. Потом были ныне покойный Борис Немцов, другие политические, государственные, общественные деятели республиканского, российского и мирового уровня, люди искусства, культуры, известные журналисты.
В 2003 году мы переехали в новое здание, в центр города, на улицу Кирова. Здесь нашими гостями были Владимир Познер, Владимир Спиваков, Армен Джигарханян. Неоднократно, на разных должностях, давал в «Башинформе» пресс-конференции и Рустэм Хамитов. Теперь уже зал на ул. Кирова, 45, кстати, тоже на входе в «Башинформ» с левой стороны, как и в старом здании, стал намоленной площадкой для журналистской братии Уфы, где они собираются послушать спикеров не реже одного, а то и двух-трех раз в неделю.
Финансово «Башинформ» жил неплохо, особенно в «тучные» 2000-е, когда начал бурно развиваться интернет. Власти, предоставляя нам государственную поддержку, понимали, что «Башинформ» с его возможностями выхода во Всемирную сеть становится главным информационным ресурсом республики. Да мы и сами начали понемногу зарабатывать. Подписка на наш информационный выпуск долгое время была платной, подписывались республиканские, городские, районные газеты, радио и телевидение, постепенно начали увеличивать количество коммерческих пресс-конференций, рекламных материалов на нашем сайте. При «Башинформе» создавались, издавались, периодически существовали другие СМИ, прежде всего, конечно, прародительница «Версия». Потом были газеты «Курьер», «Спортивный курьер», «Пятница», «БашвестЪ». Однако все они, кроме рекламного «Курьера», прибыли не приносили, и потому с течением времени их пришлось закрыть.