Зима с ее холодами и снегом все больше и увереннее вступала в свои права. Мимолетные оттепели куда-то делись, и столбик термометра опускался ниже и ниже. Морозными утрами береза у окна серебрилась инеем. Забор же, накренившись, наконец-то, перестал вихлять туда-сюда и зафиксировался в одном положении, благодаря так называемому «зимнему цементу». Теперь он стал непоколебимым до самой весны.
У нас же случилось счастливое событие, и мы наконец-то оформили все документы на дом. При покупке дома мы использовали материнский капитал, полагая, что в нашей стране во все времена справедлив принцип: дают — бери, а бьют — беги. Пока давали, нужно было пользоваться. Я, кстати сказать, с удивлением смотрю на многих своих знакомых, у которых сертификат пылится годами, и они никуда его не пристраивают. А ведь, когда наше государство чего-то дает, в общем тренде это для него несвойственно. Да и времена, к сожалению, грядут не очень сытые. В общем, решили мы, пока можно еще, материнский капитал вложить в загородную недвижимость. Многие, да, наверное, почти все, даже не представляют себе, что их ждет на этом пути. А ведь, как известно, предупрежден — значит вооружен. Надеюсь, эта небольшая информация будет полезна.
Итак, если сертификату менее трех лет, то единственный путь получения денег — через ипотеку. Прошли времена, когда материнский капитал с легкостью обналичивался под процент. Стали за этим следить соответствующие органы строго и душу вынали из нас на всем пути неоднократно. Механизм такой: приходишь в банк и говоришь, что, мол, хотим материнский капитал вложить в недвижимость. С вас запрашивают документы, оформляют ипотеку на несколько месяцев, и через определенное время, обычно это где-то три месяца, пенсионный фонд гасит ее средствами материнского капитала. То есть по сути денег вы не видите, но, как в бессмертном произведении Ильфа и Петрова, их можно потрогать. Ведь они становятся частью вашего жилья.
Поскольку всего этого механизма мы не знали, времени у нас было в обрез — квартира продана, новые хозяева замерли в тревожном ожидании, ипотеку оформить мы не успели. И испробовали более экзотический, но тоже работающий способ. Даже не в городе, а в соседнем райцентре был найден некий кооператив, вступив в который, можно было в итоге материнский капитал вложить в недвижимость. Он давал деньги в долг, а пенсионный фонд погашал его. Процент был выше, чем в ипотеке, но все было куда проще и быстрее. Сейчас вроде бы с нового года этот вариант перестал работать.
Покупка загородной недвижимости через материнский капитал предполагала многоступенчатое оформление документов. Сначала выдавались документы на дом и землю с обременением, поскольку все находилось в залоге. Затем все оформлялось на жену, как мать детей и обладательницу материнского капитала. А уж затем, согласно данному и нотариально заверенному обязательству поделить имущество на всех, выдавались новые документы. Сразу сделать доверенность от имени жены на сдачу-получение документов ума не хватило, и поэтому приходилось ездить по присутственным местам всей дружной семьей. Хотя в большинстве случаев с маленьким ребенком пускали и без очереди, но бывало, что и не пускали. В связи с этим даю совет: зайдите один раз к нотариусу и сделайте доверенность. Нотариусы, как правило, в курсе, а счастье будет.
Обладая документами, можно было начинать заключать договора с поставщиками электроэнергии и газа, прописываться. Это была отдельная, но тоже очень большая тема, а заодно и еще один жизненный опыт. Не думайте, что если вы переехали за город, то попали в сказку. Во всяком случае, даже в добрых сказках героям предстоит порой пройти уйму испытаний. И об этом в следующей части.
Кроме длительной бодяги с оформлением документов параллельно происходили другие события. Одного из трех кошаков удалось пристроить в хорошие руки. Кто говорит, что рыжим плохо живется? Рыжим, во всяком случае, котам, живется точно неплохо. Из нашей троицы, где было двое черных и один рыжий, забрали как раз последнего. Был он Рыжиком, а стал Симбой. Новые хозяева время от времени присылают фотографии, где я вижу вполне довольного жизнью начинающего котяру. Оставшиеся двое, получившие имена Барсик и Симка, продолжали есть за троих и всякое открывание холодильника встречали истошным мявом. Жене за то, чтобы оставить двоих усатых обжор жить с нами, пришлось пообещать построить баню деревянную, хотя до этого собирался строить из шлакоблоков, как более практичную. Но жизнь, как известно, состоит из компромиссов. У котов же появился еще один защитник — старший сын. Каждый раз, когда подрастающее поколение выгонялось погулять на улицу, он загонял его обратно, дабы котята не замерзли.
Гастарбайтеры наконец-то уехали домой. Но стройка вокруг не прекратилась, и на смену им пришли ребята из башкирской глубинки. Импортозамещение работало. И, судя по объемам капитального строительства на поляне напротив, весьма успешно.