Увлечение тысяч жителей России — любителей подводной охоты чуть было не осталось под запретом: в Госдуму при обсуждении законопроекта «О любительском рыболовстве» были внесены поправки, запрещающие подводную охоту, за исключением организации спортивных мероприятий.
— Закон «О любительском рыболовстве» вступит в силу 1 января 2016 года, — говорит член Общественной палаты Республики Башкортостан Ильгиз Калимуллин. — В первую очередь, он призван бороться с браконьерством. В статье 9 части 1 законопроекта были предложены поправки: «Запрет на подводную охоту за исключением организации спортивных мероприятий».
То есть поправки, которые были внесены в документ, полностью запрещали любительскую подводную охоту: погружаться в воду с ружьем разрешалось только коллективно и организованно. Фактически, безобидных подводных охотников, которые погружаются под воду лишь на 40 секунд — это время задержки дыхания у среднего рыбака — могли приравнять к браконьерам.
Тогда специалисты объясняли свои поправки тем, что подводные охотники при ночных погружениях используют фонарь, на который, якобы, косяком идет рыба.
— Крупная рыба на свет фонаря не плывет, напротив, она избегает направленного луча света, — пояснил член клуба подводных охотников «Талкас» Альберт Гизатуллин. — При ловле рыбы сетями место установки подсвечивают мощными фарами, но на это приманку приходит лишь мелкая и средняя рыба, которая и является основной добычей сетевиков. Мы используем фонарь лишь для безопасности — в ночное время, а также в дневное при охоте на большой глубине, куда не проникает солнечный свет, фонарь необходим — коряга или сеть на пути могут стать причиной трагедии.
По некоторым данным, армия подводных охотников в России — около 40 тысяч человек. В Башкирии зарегистрированных в клубе подводных охотников более 500 человек, всего их число достигает тысячи. Разумеется, поправки, которые могли повлечь за собой полный запрет их любимого занятия, привлек внимание.
По мнению некоторых разработчиков этих поправок, подводные охотники сами занимаются браконьерством — наблюдают за ходом рыбы, а после на удачных местах устанавливают сети. Но это скорее исключение из правил — подводные охотники против сетей, для них это прямая опасность — если человек в них попадает, сеть начинает закручиваться вокруг него, как кокон, такова гидрологическая особенность сети. Нож, который рыбак «возит» с собой под водой, может выпасть из рук, и бывали случаи, когда подводный охотник погибал на всплытии, в двух метрах от поверхности воды.
— Я проплываю в среднем семь километров, и на этом участке могу встретить до десяти установленных сетей, — рассказывает подводный охотник с девятилетним стажем, президент клуба подводных охотников Владимир Рязанов. — Браконьеры нас ненавидят, ведь мы можем попасть туда, куда не сможет доплыть ни одна лодка.
Для занятий подводной охотой мало купить снаряжение. Самое простое — маска и ласты, у охотников предусмотрено несколько комплектов, есть даже для зимней подводной рыбалки. Нужна хорошая физическая подготовка, средства, время. Многие, недавно вступившие в ряды вооруженных подводных рыбаков бросили курить ради лишних секунд под водой. Любой водоем с прозрачностью от полутора метров может стать местом для подводной охоты. В Башкирии это практически все реки и озера, уфимцами особенно любим Жуковский карьер за его невероятную прозрачность. Однако и тут их увлечение оказалось под запретом — предприниматель взял в аренду участок рядом с карьером, запустил рыбу и установил ограждения. Были постановления природоохранной прокуратуры снять ограждения (по водному кодексу никто не имеет права брать в аренду природные объекты), однако ничего не было сделано. В настоящее время проход к воде охраняет сторож.
Подводные охотники легитимны — подчиняются всем правилам, не появляются в воде в период сезонного запрета на ловлю рыбы. Однако в среде простых рыбаков становятся изгоями.
Про них «сухопутные» рыбаки говорят, что они вырезают маточное поголовье — крупных особей, которые могли бы принести еще много потомства. Однако научные данные свидетельствуют об обратном. К примеру, форель живет 12 лет, к этому времени достигает значительного веса и размера. Однако воспроизводство потомства уже на низком уровне: из-за возраста количество полноценных икринок достигает лишь 25 процентов, тогда как молодые особи (двух- и трехлетки) — мечут икру с показателем 90 процентов. Подводные охотники считают, что они не нарушают равновесие в рыбном мире, а наоборот, проводят оздоравливающие мероприятия. Более того, подводная рыбалка в первую очередь спорт, а не промышленная добыча рыбы.
— Любопытно, что после поднятия информационной волны в интернете и социальных сетях началось разбирательство, кто и на основании чего внес эти запрещающие поправки, — говорит Владимир Рязанов. — Концов не нашли до сих пор. К счастью, в Госдуме есть люди, которые отстаивают наши интересы и в настоящий момент эти поправки отменены. Но поскольку есть прецедент, руку держим на пульсе: никто не гарантирует, что при последующих обсуждениях законопроекта эти поправки снова не внесут.