Все новости
Общество
20 Мая 2012, 17:19

Для рыбинцев Уфа стала второй родиной

Еще об одной человеческой судьбе, связанной с Рыбинском, с Уфой, с войной, с Уфимским моторостроительным заводом, рассказывает автор.

На фото автора Леонид Волков.
На фото автора Леонид Волков.
На праздновании Дня Победы в Уфимском моторостроительном производственном объединении мне довелось познакомиться с ветераном труда Леонидом Волковым. Сначала я обратила внимание на пышные усы пенсионера (прямо, как у кобзаря), потом на то, как эмоционально он воспринимает каждый концертный номер, особенно песни военных лет. А когда закончилось представление, организованное на производственной площадке для бывших фронтовиков и тружеников тыла, мне удалось пообщаться с ветераном и выяснить, что 13-летним парнишкой он приехал в Уфу из Рыбинска.
Читатель, наверное, помнит, что материалы на эту тему «ОЭГ» публиковала в октябре и ноябре прошлого года, когда отмечалось 70-летие с начала эвакуации работников Рыбинского завода в столицу Башкирии. Здесь, в глубоком тылу, полным ходом шло производство авиационных моторов. Разумеется, участников тех событий осталось уже немного, и поэтому интерес представляет каждое воспоминание очевидцев.
Моему собеседнику Леониду Леонидовичу Волкову в июле исполнится 83 года. Дата не круглая, но в таком возрасте каждый год – как подарок судьбы. Вот что рассказал ветеран УМПО.
- В Уфу мы приехали из Рыбинска в 1943 году, когда разбомбили наш дом, находившийся недалеко от завода. Мама отыскала среди развалин швейную машинку, наскоро собрала двух моих сестренок и решила податься в далекую Башкирию, где на моторном заводе уже трудился мой отчим, - вспоминает Леонид Леонидович. – Был он квалифицированным специалистом, работал в испытательном цехе. А я на заводе с тринадцати с половиной лет. Сначала был курьером, потом учеником слесаря, затем выучился на электрика.
В войну Волковы жили на квартире. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Хорошо, хоть до завода было идти близко, а то некоторые добирались издалека, из южной части города, на товарняках. Дисциплина на заводе была по-военному суровой: за опоздание могли наказать по всей строгости закона. Потому многие ребята после смены отсыпались прямо в цеху.
- По 12 часов работали даже подростки, причем без выходных. Уже потом, в мирное время, придумали скользящие графики. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» был правилом нашей жизни, - подтверждает ветеран. – Порой валились с ног от усталости, а дело свое делали.
Другим большим испытанием для подрастающего организма была борьба с голодом. Работающему человеку выдавали паек – 400 граммов хлеба в день, иждивенцам полагалось 250. Летом все переходили на «подножный корм»: в окрестных лесах собирали грибы, ягоды, а по весне варили щи из крапивы. Бывало, в поисках картошки перекапывали опустевшие после уборки поля. Хоть несколько клубней да находили. В летние месяцы взрослые и дети промышляли ловлей рыбы. Даже ракушки с их содержимым (речные мидии) подбирали. Словом, все шло в ход.
- В годы войны все бедствовали одинаково: и мы, приезжие, и местные жители, - вздыхает Леонид Леонидович. – Никогда не делились по национальному признаку. Была одна на всех война, а потом пришла одна на всех Победа.
Леонид Волков всю жизнь проработал на Уфимском моторостроительном заводе. Если бы не война, мог бы выучиться на инженера. До 1941 года успел окончить только начальную школу. В Уфе учился в фабрично-заводском училище, впоследствии стал хорошим электриком, рационализатором.
- За некоторые свои рацпредложения получил благодарственное письмо от самого Ферина! - с гордостью говорит ветеран.
Как все труженики тыла, он награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Еще у него есть юбилейная медаль к столетию В.И.Ленина и множество почетных грамот. Всего у Волкова набралось 47 лет заводского стажа. А после выхода на пенсию он еще десять лет работал в детском садике.
Первую отдельную квартиру Леонид Волков получил в 1955 году, а до этого семья жила в бараке. Жена, Аграфена Ивановна, - из местных, родом из Тавтиманово. Работала она на УМЗ сначала стерженщицей.
- Работа была тяжелая, грязная, - вспоминает Леонид Леонидович. – И ей посоветовали обучиться на крановщицу.
С супругой наш ветеран прожил вместе 57 лет. Сейчас ее уже нет в живых. Воспитали двоих детей – сына и дочь. Сын тоже работал в УМПО – в отделе главного энергетика, недавно вышел на пенсию. Пошел по стопам деда и внук: тоже стал моторостроителем.
- Целая династия у нас образовалась, - подвел итог мой собеседник. – Ведь кроме близких родственников много дальних было связано с УМПО. И обе сестры мои здесь работали.
Еще в 80-е годы Леонид Леонидович впервые после отъезда съездил в Рыбинск – повидаться с друзьями. Тогда еще многое было узнаваемым: как-никак детство прошло в этом городе. А два года назад снова приехал в Рыбинск и не узнал его, так все изменилось вокруг. Теперь это современный город, где новостройки уже шагнули за окраины. И рыбинский авиационный завод тоже работает на полную мощность, в одной связке с авиапредприятиями страны.
- Несмотря на то, что Рыбинск мой родной город и очень мне нравится, у меня никогда не появлялось желания туда переехать. Наверное, потому, что в Уфе мы пустили корни, здесь у нас работа, жилье, здесь наша вторая родина, - говорит Леонид Волков. – Значит, это наша судьба.
Автор:Колоколова Любовь
Читайте нас: